БИТЫЕ МОЛЬЮ ГУРУ
(Дмитрий Володихин. Полдень
сегодняшней ночи. М., “АИФ-принт”, 2000.)
Никогда не задумывались, почему
Эдвард Радзинский, кумир шестидесяти-, семидесяти- и восьмидесятидесятников,
так резко упал во мнении интеллигенции (да простит меня Володихин, ненавидящий
это слово – что ж, не он первый, не он последний), когда стал вести
“исторические” передачи на телевидении? Ведь, за исключением нескольких модных
когда-то пьес из жизни физиков и лириков, вся остальная его драматургия – тоже
“историческая” (ставлю слово в кавычки без намека на издевку – ну, какой из
Радзинского историк?): что тебе “Беседы с Сократом”, что… как ее там… “Театр
времен Сенеки и Нерона”, кажется…
А очень просто.
Когда доступная всем информация
окрашена художественным образом, это придает ей второстепенность,
необязательность. Образ в искусстве – главное. Образом Радзинский владел. А
история… что история? Любой писатель всегда писал о своем времени, о том, что
этому времени интересно. История здесь была антуражем.
А потом Радзинский вышел на голубой
экран. Он, наверное, популярен в определенной среде. Но когда интеллигент
видит, что общеизвестные факты подаются как личные открытия телеведущего, да
еще при этом обобщаются на крайне дилетантском уровне – он, конечно, перестает
уважать ранее любимого автора.
Володихин напомнил мне Радзинского –
нынешнего.
Можно ли писать триллеры - неважно,
мистические или нет – стилем… ну, Битова, к примеру?
Наверное, можно. Можно и
постмодернистским (Пелевин бы справился). Можно и тургеневским (см. Б.Акунина).
Но одного владения стилем недостаточно.
Есть еще одно условие. Необходимое. А
именно: оригинальность мышления. Нет, не художественного – понятийного.
Это есть у Пелевина. На этом,
собственно, пелевинская проза построена. Это есть у Акунина, - но используется
уже как прием.
А если этого нет? Если мышление
тривиально, как салат “Весенний”?
Тогда поступаем по известному рецепту
братьев Вайнеров: берем хвост и пришиваем его кобыле. Не обращая внимания на
то, что второй хвост ей (кобыле) будет только мешать. Например, расскажем о
Страдивари и Гварнери. Повод? А как же без повода – скрипку украли! Опять же
строкаж увеличивается. И к тому же читатель поймет, какой автор умный и как он
много знает.
Только вот беда – нынче-то Вайнеров
никто не читает… Кому они сейчас нужны? Образованным людям и так про Гварнери
известно, а малосведущим он до фонаря.
Так что рецепт сей устарел, брат,
устарел…
Зачем было пришивать “Полдню…” хвост,
причем в начале романа? Герой сего… пролога, что ли, - не имеет к действию ни
малейшего касательства. Тихий интеллигент, молоденький литературный критик,
отгородившийся от жизни броней не хуже, чем герои Г.Э.Носсака. При этом –
ведущий критик, властитель умов. Для подтверждения сей репутации приводится
развернутая рецензия на, видимо, несуществующую книгу. И – что?
Да ничего. Я мог бы назвать этот опус
дилетантским: герой пролога – явное альтер эго автора, - он ведь, Володихин-то,
не воюет с потусторонними силами, он пишет! – ставит на одну доску Пелевина,
Слаповского, Хаецкую (!) и Фрая (sic!), однако –
не буду. В конце концов литературные вкусы –
личное дело каждого. Но - ни одной оригинальной мысли…
Не буду также касаться того вопроса,
что Володихин “уперт” на православии, между тем создает такую космогонию, что
впору отлучать его от церкви. Пущай. Чего там.
Оставив в покое роман (не пойму,
кстати, зачем там третий хвост – “Тут, на глубине” явно отдельный рассказ, не
имеющий ни малейшего отношения к “Полдню…”), перейду к повести “Мы –
террористы”, завершающей сборник.
Итак, три героя - философ, чье кредо
– православие и особая роль России, а любимые авторы – Леонтьев, Розанов и
Галковский, а также продажный журналист и охранник из частного агентства –
совершают теракт: расстреливают из автоматов некоего демократа. С целью
показать народу, что распад Союза и предательство братьев-сербов безнаказанным
не останется. При этом все трое – герои абсолютно положительные, насколько это
возможно при нынешней жизни…
Эсеры – те хотя бы спорили, можно ли
с “экса” уходить или надо остаться, чтобы ответить за него собственной кровью…
Так-то, дорогой мой (и любимый,
говорю абсолютно серьезно) Дмитрий Быков… А мы-то с тобой надеялись… “Но уж
лучше все эти битые молью гуру… Но уж лучше эти, они не убьют хотя б…”.
Убьют.
Потому и убьют, что – битые молью.
Что собственных мыслей у них нет, а то, что они читают Галковского и Розанова,
а не смотрят телевизор – да какая разница? Все равно верят тому, что услышат
или прочтут последним. Даже не задумываясь о несовместимости этих двух
“философов”.
…Человек владеет стилем. Но
оригинальных мыслей у него нет. Ну, нет, ну, что поделаешь… У Сорокина тоже
нет, а вот печатают. Но у Сорокина есть деньги на раскрутку, а у автора – увы…
Поэтому – пишем триллер. Интеллектуальный, так сказать.
Но для того, чтобы писать
интеллектуальную прозу, нужно, как минимум, иметь интеллект.
Благо читателю, что издатели деньги
считать умеют и издают его тиражом… в семь тысяч экземпляров.
Тут другая беда. Беда в том, что критики
фантастики понимают: место братьев Стругацких
вакантно, и никак не подберут на него подходящую кандидатуру.
Они ищут многозначности, но при этом путают ее с многозначительностью, посему
не замечают, например, такую фигуру, как Е.Лукин… Сейчас в фантастике еще не
нашлось такого же писателя, как в детективе – Акунина. А критикам хочется. И
ловят критики любой повод, не всегда разбираясь: а повод ли это (что не причина – им ясно, и уже это
хорошо)?
Между тем при полном отсутствии многозначности многозначительности у Володихина
– хоть отбавляй.
Боюсь, что на пустом месте возникнут
споры.
Юрий Астров-Зацарицынский.