Блочное строительство

(Юрий Никитин. Артания. Придон. «Эксмо», 2002.)

 

Нет, именно Юрий Никитин, а не Наум Гребнев. И не Арктания, а именно Артания. Это, значит, страна такая, вовсе не в Арктике, а совсем даже на том месте, где нынешняя Россия.

«От древних авторов дошли сведения, что задолго до возникновения Киевской Руси на тех же просторах существовали могучие государства: Куявия, Славия, Артания. Это почти все, что известно. Т. е. простор для пишущего! (Искренне Юрий Никитин.)» (Курсив Ю. Никитина.)

Ну, ладно. Древние – они  и есть древние, и имена их у Ю. Никитина спрашивать даже как-то неудобно. Мы попробуем догадаться.

«В третьем доме ему почудилось движение. Осторожно заглянул. В совершенно пустой комнате: ни стола, ни лавок, ни даже паутины на поперечной балке – на плотно утоптанном глиняном полу лежал человек.

…Человек не двигается, хотя… не спит. Не мертв, не спит, даже бока не раздуваются, как у любого живого, но жив, каким-то образом следит за ними…

…Человек не шевелился. Лица Придон не видел, но не проходило ощущение, что за ним наблюдают. Когда он отвел взгляд и оглядел стены, показалось, что челдовек бросил на  него быстрый взгляд, хотя краем глаза не уловил ни малейшего движения.»

Ага, Придон. Не Кандид, как ни странно. Но первого древнего автора мы с вами уже вычислили. Это летописец, известный под именем бр. Стругацкие.

А вскоре найдем и второго. У Ю. Полупуднева в романе «У Понта Евксинского» скифы проникают в осажденный Херсонес Таврический через виадук. То же самое делает Придон в одноименном романе.

О третьем летописце, у коего всего-то и взяли искаженное название страны, мы уже упомянули в самом начале. (О Гребневе то есть.) Есть, конечно, и четвертый, и пятый, и иже с ними. (Описаний боев, взятых у В. Иванова, перечислять не буду. Тем более Никитин не первый, кто их… гм… «использует». Известный подражатель Толкиена (фамилия не к столу будь сказана) драл у Иванова страницами!).

Никитин берет крупные блоки – уже готовые – и укладывает их в стену, возводя некое строение. Внушительное - особенно размерами. «Какой стиль?» – спросит турист у гида. Если гид будет честен, он ответит: «Никакой».

Нет, наверное, Ю. Никитин знает, что «царь» есть не что иное, как искаженное «цезарь». Но он предпочитает слово «тцар». Истинно славянское, как он думает. Хотя сочетания звуков «тц» не выдержит ни один славянский язык.

Опять же на просторах будущей Киевской Руси, оказывается, стоят высокие горы. Чес-слово. И башни магов. Вот ей-богу. Не верите? Прочтите книжки.

…А зачем я уделил столько времени и строк небрежно исполненному проекту?

А хрен его знает.

Скорее всего – затем, что вижу за этими двумя толстыми томами ( а грядет еще и третий) некий потенциал.

Ибо эти книги Никитина – далеко не первые, что я читаю. Юрий Н. владеет литературным языком. (Пока что среднестатистическим, правда.) Он умеет строить сюжет. Его  герои могут стать запомнившимися (видимо, сейчас он перед собой такой задачи не ставит – но могут!). И мне просто жалко смотреть на процесс растрачивания таланта. Этот процесс обращен на зарабатывание денег, не более того. Я не жду обиды, ибо одна из недавних книг Никитина посвящена теме: как заработать миллион.

«Блажен незлобивый поэт, / Который думает не так…»

 

Юрий Астров.

Hosted by uCoz