ЧЕРТОВА ЖИЗНЬ
(Алексей Калугин.
Не так страшен черт. “Эксмо-пресс”, 2001.)
Если к частному
детективу в одно и то же время – с перерывом в несколько часов – приходят три
клиента из конкурирующих между собой организаций и нанимают его для
расследования трех разных дел, причем происходят такие события в романе – можно
смело биться об заклад:
это все – одно и то же дело.
А если еще
учесть, что три указанные организации могучи (да еще по ходу следствия
подключается четвертая, а возможно – и пятая), каждая из них заинтересована в
том, чтобы плоды следствия достались именно ей, а не конкурентам, при этом во
избежание утечки информации частный детектив должен будет исчезнуть с лица
земли, желательно навсегда – то ясно, что мы имеем дело с крутым детективом.
Между тем книжка
вышла в серии “Стальная крыса”. Почему? Да потому, что действие ее происходит в Московии, отделившейся
от России, в первых годах 21-го века, а клиенты – НКГБ, “Семья”, рай и ад. Что
означает первая аббревиатура и второй эвфемизм – никому из россиян объяснять не
надо. А вот рай и ад – это они самые и есть. Только вот не совсем те, к которым
мы привыкли.
…Несколько
тысячелетий назад мир был расколот на три части. И части эти пошли по разным
эволюционным путям. Так что, кроме людей на привычной Земле, в иных мирах
появились ангелы (они же “святоши”) и черти (они же демоны). А в 2001 году
открылись врата в ад и рай. Туда можно путешествовать по туристской визе, можно
даже натурализоваться и остаться там жить…
Это – и все
допущения, которые позволяют отнести роман к фантастике. Ибо никаких особых
чудес науки и техники, появления коих нельзя было бы экстраполировать в данный
момент, в романе нет. А то, что идут поиски расшифровки генома, которая должна
доказать искусственное происхождение человека (то ли богом, то ли
инопланетянами) – так ведь книга загадку все-таки не раскрывает… Может, этот
участок генома был расшифрован, может, и нет.
Ну, а тот факт,
что предает сыщика его секретарша, а спасает черт – можно было догадаться, чего
там… Известное свободомыслие автора, а также его приверженность – вполне
оправданная - к фабульным ходам, давно опробованным в детективах, иного и не
предполагала.
Если к этому
добавить напряженный сюжет, очень неплохой язык и запоминающиеся характеры – мы
получим весьма занимательное чтение, - как, впрочем, практически всегда у
Алексея Калугина. И когда последний независимый сыщик Москвы благополучно
отправляется в ад – мы испытываем облегчение. Там ему будет полегче.
Жаль, что
продолжения, видимо, не стоит ждать. Жила-то богатая...
Юрий
Астров-Зацарицынский.