ДЕБЮТ ЗНАМЕНИТОСТИ
(Сергей Зайцев, Борис Завгородний. Рось
квадратная, изначальная. М., “Армада”, 2002.)
Эта книга еще не вышла в свет, как уже
получила премию “Звездный мост”. Случилось это в Харькове, в прошлом году.
Нет, кроме шуток! Но разгадка проста: еще пару лет назад Завгар издал первую часть своей
дебютной книги за собственный счет. Правда, весьма скромным тиражом, зато в
твердом переплете и, представьте, в суперобложке. И книга наделала при этом
некоторого шума: рецензии появились даже в
московских изданиях, а о премии уже
сказано выше.
Но это все, несмотря на шум – домашние
радости. Даже если дом – фэндом. Пока книга не получит широкого читателя – ее
все равно что нет.
Теперь она ее получила (тираж – 15 тысяч
экземпляров). И заслуживает трезвой и взвешенной оценки, а не того щенячьего
восторга, с каким я писал послесловие к волгоградскому изданию и рецензию на
него же.
Итак, летит в космосе странный мир. Мир,
где люди ездят по рельсам на махинах, к которым паровой котел пристроен, скорее
всего, для удобства махиниста, а для движения не нужен. Где люди разных племен,
обличия и нравов живут в разных доменах, торгуют друг с другом, а домены раз в
сутки смыкаются и размыкаются совершенно непредвиденным образом, - впрочем,
Бова-Конструктор, гениальный изобретатель, на своей Думовине, биты для коей
возят на тачках послушники, может-таки посчитать, каким образом они сомкнутся.
Где устраивают гонки на строфокамилах, где у каждого жителя любого домена есть
родовой либо личный матюгальник (у Бовы – “включи-выключи”, к примеру). Где
разгуливает по доменам знаменитый бард Воха Василиск, распевая песни - в том
числе и на слова Ломоносова. (Вообще фэндомовских намеков разбросано по роману
немало – на радость фэнам и на недоумение неофитам. Есть и масса других
находок, внятных всем. Плюс к тому – динамичное действие, - как, впрочем, и
всегда у Зайцева, не позволяющее оторваться от книжки, пока ее не прочтешь
целиком. Чего стоит одна лишь книжица апофегм, то и дело одаряющая главного
героя – Благушу – очередной парадоксальной мудростью типа “Чем лучше знаешь
свою меру, тем трудней ее собдюдать” и на поверку оказывающаяся совсем не тем,
за что ее принимали…)
Сюжет гонки за невестой, плавно
перетекающий в поиски и находку тайны мира (корабль, выполненный в форме кубика
Рубика, о чем читатель догадывается примерно к середине книги, оказывается
сеятелем разумной жизни в галактике, и люди стоят перед выбором: продолжать ли миссию неизвестных создателей или
обрести свою собственную цель?) доказывает
совместимость вроде бы несовместимого. Как в своих предыдущих романах с одним и
тем же героем С.Зайцев умудрился написать в одном случае космическую оперу, а в
другом – фэнтези, так и здесь… нет, не совсем так. Просто за техносказкой
скрывается старая добрая научная фантастика.
И это
хороший прием. Мне он по душе. Я соскучился по фантастике. Люди
посмотрели на звезды – и заметили там кубик Рубика. И рассказали о нем. Это
чудесно. Неуемная фантазия мегафэна Бориса Завгороднего, широко известного в
фэндоме, соединилась с добротной литературной хваткой Зайцева, который и сюжет
умеет выстроить, и характеры. И люди у него в основном вполне живые, - что тоже
немаловажно.
Для дебюта (дебюта Б.Завгороднего, - у
Зайцева, как уже сказано, вышло две книги) весьма и весьма прилично. А искать
“блох” (которые есть, конечно, - а где их нет?) не хочется.
Потому что в этой прозе много поэзии.
Юрий Астров-Зацарицынский.