ДЕБЮТ ЗНАМЕНИТОСТИ

     (Сергей Зайцев, Борис Завгородний. Рось квадратная, изначальная. М., “Армада”, 2002.)

 

      Эта книга еще не вышла в свет, как уже получила премию “Звездный мост”. Случилось это в Харькове, в прошлом году.

     Нет, кроме шуток! Но разгадка проста: еще пару лет назад Завгар издал первую часть своей дебютной книги за собственный счет. Правда, весьма скромным тиражом, зато в твердом переплете и, представьте, в суперобложке. И книга наделала при этом некоторого шума: рецензии появились даже в московских изданиях, а  о премии уже сказано выше.

     Но это все, несмотря на шум – домашние радости. Даже если дом – фэндом. Пока книга не получит широкого читателя – ее все равно что нет.

     Теперь она ее получила (тираж – 15 тысяч экземпляров). И заслуживает трезвой и взвешенной оценки, а не того щенячьего восторга, с каким я писал послесловие к волгоградскому изданию и рецензию на него же.

     Итак, летит в космосе странный мир. Мир, где люди ездят по рельсам на махинах, к которым паровой котел пристроен, скорее всего, для удобства махиниста, а для движения не нужен. Где люди разных племен, обличия и нравов живут в разных доменах, торгуют друг с другом, а домены раз в сутки смыкаются и размыкаются совершенно непредвиденным образом, - впрочем, Бова-Конструктор, гениальный изобретатель, на своей Думовине, биты для коей возят на тачках послушники, может-таки посчитать, каким образом они сомкнутся. Где устраивают гонки на строфокамилах, где у каждого жителя любого домена есть родовой либо личный матюгальник (у Бовы – “включи-выключи”, к примеру). Где разгуливает по доменам знаменитый бард Воха Василиск, распевая песни - в том числе и на слова Ломоносова. (Вообще фэндомовских намеков разбросано по роману немало – на радость фэнам и на недоумение неофитам. Есть и масса других находок, внятных всем. Плюс к тому – динамичное действие, - как, впрочем, и всегда у Зайцева, не позволяющее оторваться от книжки, пока ее не прочтешь целиком. Чего стоит одна лишь книжица апофегм, то и дело одаряющая главного героя – Благушу – очередной парадоксальной мудростью типа “Чем лучше знаешь свою меру, тем трудней ее собдюдать” и на поверку оказывающаяся совсем не тем, за что ее принимали…)

     Сюжет гонки за невестой, плавно перетекающий в поиски и находку тайны мира (корабль, выполненный в форме кубика Рубика, о чем читатель догадывается примерно к середине книги, оказывается сеятелем разумной жизни в галактике, и люди стоят перед выбором: продолжать ли миссию неизвестных создателей или обрести свою собственную цель?) доказывает совместимость вроде бы несовместимого. Как в своих предыдущих романах с одним и тем же героем С.Зайцев умудрился написать в одном случае космическую оперу, а в другом – фэнтези, так и здесь… нет, не совсем так. Просто за техносказкой скрывается старая добрая научная фантастика.

     И это  хороший прием. Мне он по душе. Я соскучился по фантастике. Люди посмотрели на звезды – и заметили там кубик Рубика. И рассказали о нем. Это чудесно. Неуемная фантазия мегафэна Бориса Завгороднего, широко известного в фэндоме, соединилась с добротной литературной хваткой Зайцева, который и сюжет умеет выстроить, и характеры. И люди у него в основном вполне живые, - что тоже немаловажно.

     Для дебюта (дебюта Б.Завгороднего, - у Зайцева, как уже сказано, вышло две книги) весьма и весьма прилично. А искать “блох” (которые есть, конечно, - а где их нет?) не хочется.

     Потому что в этой прозе много поэзии.

 

     Юрий Астров-Зацарицынский.

    

Hosted by uCoz