ДОМ БЕЗ ОКОН, НО С ДВЕРЬМИ
(Марина и Сергей Дяченко. Армагед-дом. М.,
“Олма-пресс”, 2000.)
О цивилизации, замкнутой на себя,
писали еще Стругацкие тридцать лет назад. Но это были цивилизации, насытившиеся
информацией, нарочно либо нарочито отключившиеся от внешнего мира,
самодостаточные. И – где-то там, далеко.
А тут – Земля. Очень похожая, по
крайней мере, на Землю. Разве что дольфины, похожие, впрочем, на наших
дельфинов, но – яйцекладущие, проходящие
метаморфоз и в одной из стадий (личинки) – смертельно опасные для человека. А
весь остальной антураж – совершенно земной. С человеческими страстями и
страстишками, с персонажами самоотверженными и корыстными, честными и лгунами,
умными и дураками… Порой все это соединяется в одном лице.
Правда, есть и отличие. Одно, но
очень существенное.
Каждые двадцать лет происходит
Армагеддон. С извержениями вулканов и цунами,
с метеоритным дождем и зверьми из моря… Единственное отличие от
апокалиптического – люди могут не гибнуть. Ни один. Все до единого могут
спастись.
Одновременно с началом Армагеддона
открываются некие Ворота. Не одни – много. Столько, что каждый человек может
успеть в них войти. И животные – тоже (для них свои ворота).
Вот животные, наверное, успевают.
А люди – не все.
Потому что цивилизация к Армагеддону
приспособилась. Настолько, что живет относительно комфортно. Мегиддо как родной
дом (см. заглавие).
После несчастья, столь регулярно повторяющегося, надо же жизнь
восстанавливать… Вот поэтому – есть правительство, есть страховки, есть
чиновничий аппарат. И наука есть – насколько она успевает восстановиться и
развиться за двадцать лет. И промышленность – соответственно. Есть два возраста
деторождения: лет в девятнадцать – и в
тридцать девять, то есть сразу после “мрыги” (так здесь – достаточно фамильярно
– Армагеддон называют). Чтобы дети успели вырасти к очередной катастрофе.
Но и правительство, и чиновники должны выжить, чтобы не случилось
анархии после “мрыги”. А у них есть родственники, близкие люди… Так что
население о появлении ворот и их расположении оповещают часа через полтора –
чтобы избранные уже успели войти.
И люди в спешке давят друг друга,
большая часть их гибнет просто в давке.
А тех влиятельных людей, которые
хотят нарушить установленный порядок – убивают.
Кто этот Армагеддон устроил, с какой
целью? Уж не с той ли, чтобы задержать человечество в
развитии – ну, хотя бы до той поры, пока оно не научится входить в ворота, не
давя друг друга? А пока – двери есть. Нет окон, куда можно выглянуть, чтобы увидеть: а что же происходит вокруг? Осмотреться, обдумать положение. В конце концов, при
необходимости – выскочить в окно.
Некуда.
Такое положение, конечно же, вечно
длиться не может. Круг надо разорвать.
Поискам ключа к такому разрыву и
посвящен роман.
На протяжении одной жизни героини –
жизни незаурядной, как и сама Лидка (а потом Лидия Анатольевна), происходит
масса событий, а заканчиваются они тем, что круг все-таки размыкается. По каким
причинам?
Четкого ответа авторы не дают.
Может быть, из-за самопожертвования
мальчишки. А может, и нет.
И жить-то вряд ли становится намного
легче. Цивилизация устремляется на свой обычный путь – с войнами и
экспоненциальным развитием.
Но есть надежда.
А разве не в том предназначение
литературы, чтобы давать надежду?
Юрий
Астров-Зацарицынский.