ЭТОТ СТЕБ БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЯ…

 

          (Борис Штерн. Эфиоп. М., АСТ, СПб, “Терра фантастика”, 1997.

                    …Без конца и без края блядей.

                     Узнаю тебя, Штерн, принимаю

                     И приветствую звоном мудей.

 

         Я вовсе не иронизирую над А.Блоком, менее того – над Б.Штерном. Во всяком случае – никак не больше, чем он сам стебается  в этой книге над Чеховым, Гумилевым, Лениным, Горьким, Толстым, Хайле Селассие, Максимилианом Волошиным, Петром Великим, Ганнибалом-арапом и Ганнибалом-карфагенянином, Чапеком, Георгием Сковородой… перечислил ли я сотую часть объектов стеба – не знаю. У Штерна была чудовищная эрудиция.

          Не верите? Пожалуйста:

          “Когда же ты, едрена вошь,

           Россию разумом поймешь?

           Давно пора, ыбенамать,

           Умом Россию понимать!”

          Или:

          “Вас, белых, - легион.

           Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы!

           И вас мы не хотели трогать.

           Да, негры мы! Да, эфиопы мы –

           Блестящие и черные, как деготь…”

          И неважно, что Блока пародирует некий Игорь Кручик, а Тютчева – вообще неизвестно кто. Важно, что все это – и многое, многое другое – собрано в “Эфиопе”.

          При этом в книге практически отсутствует фабула и совершенно невнятен сюжет. Кто-то при помощи кольца – пушкинского талисмана – а может, и без помощи оного – путешествует из реальности в реальность, кто-то выводит согласно законам генетики африканского Пушкина, кто-то летит на Луну… Дело не в сюжете. Книга, видимо, была рассчитана на фэндом – а скорее всего, на элиту фэндома. Писалась для друзей.

          Между тем десятитысячный тираж канул, как в омут, и многие мои знакомые считают, что “Эфиоп” существует лишь в Интернете и не издавался. То есть читатель у книги – особенно по нынешним временам – массовый.

          Почему? Разве можно объяснить успех постоянным употреблением… как это… ненормативной лексики? Кто ее сейчас не употребляет? Тем более, что многие не стесняются написать слово “хуй”, но в слове “перднуть” стыдливо пропускают букву “д” – отсюда ясен и уровень грамотности, и, простите, уровень интеллигентности.

          Борис Штерн – истинный интеллигент, он называет вещи своими именами. И если титул главы Офира – Похуям, он так и пишет. Правда, латинскими буквами – ну, да ведь офиряне кириллицы не знают!

          Я, впрочем, не столь давно прочел еще одну книгу, сравнимую с “Эфиопом” не только по уровню эрудиции (не один же Штерн у нас в фантастике эрудит!), не столько по уровню стеба (разве трилогия М.Успенского о Жихаре – меньший стеб?), сколько по уровню невнятицы. Хотя речь шла не столько о фантастике, сколько о детективе. Я имею в виду “Покровителя” А.Измайлова.

          Ставить перед собой задачи и решать их – вещи не всегда равнозначные, особенно в литературе. С сюжетом в “Покровителе” обстоит примерно так же, как и в “Эфиопе”. Стеба тоже достаточно, хоть и не на столь веселом - с одной стороны, и элитарном – с другой, уровне. Но книга, написанная для широкой публики, читается с таким, поверьте мне, трудом…

          А почему? Почему, я вас спрашиваю? И политики там достаточно – не меньше, чем у Штерна, и загадочности до черта, и кто может отказать А.Измайлову в чувстве юмора – покажите мне такого храбреца?

           Не настаивая на своем объяснении столь непонятного феномена, все-таки спрошу (себя и читателя): может, все дело в количестве…таланта?

          А что? Очень может быть…

 

          Юрий Астров-Зацарицынский.

 

 

                    

Hosted by uCoz