ЭТОТ СТЕБ БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЯ…
(Борис
Штерн. Эфиоп. М., АСТ, СПб, “Терра фантастика”, 1997.
…Без конца и без края блядей.
Узнаю тебя, Штерн, принимаю
И
приветствую звоном мудей.
Я вовсе не
иронизирую над А.Блоком, менее того – над Б.Штерном. Во всяком случае – никак
не больше, чем он сам стебается в этой
книге над Чеховым, Гумилевым, Лениным, Горьким, Толстым, Хайле Селассие,
Максимилианом Волошиным, Петром Великим, Ганнибалом-арапом и
Ганнибалом-карфагенянином, Чапеком, Георгием Сковородой… перечислил ли я сотую
часть объектов стеба – не знаю. У Штерна была чудовищная эрудиция.
Не верите? Пожалуйста:
“Когда же
ты, едрена вошь,
Россию
разумом поймешь?
Давно пора,
ыбенамать,
Умом Россию
понимать!”
Или:
“Вас, белых,
- легион.
Нас – тьмы,
и тьмы, и тьмы!
И вас мы не
хотели трогать.
Да, негры
мы! Да, эфиопы мы –
Блестящие и
черные, как деготь…”
И неважно,
что Блока пародирует некий Игорь Кручик, а Тютчева – вообще неизвестно кто.
Важно, что все это – и многое, многое другое – собрано в “Эфиопе”.
При этом в
книге практически отсутствует фабула и совершенно невнятен сюжет. Кто-то при
помощи кольца – пушкинского талисмана – а может, и без помощи оного –
путешествует из реальности в реальность, кто-то выводит согласно законам
генетики африканского Пушкина, кто-то летит на Луну… Дело не в сюжете. Книга,
видимо, была рассчитана на фэндом – а скорее всего, на элиту фэндома. Писалась
для друзей.
Между тем
десятитысячный тираж канул, как в омут, и многие мои знакомые считают, что
“Эфиоп” существует лишь в Интернете и не издавался. То есть читатель у книги –
особенно по нынешним временам – массовый.
Почему? Разве можно объяснить успех
постоянным употреблением… как это… ненормативной лексики? Кто ее сейчас не употребляет? Тем более, что многие не
стесняются написать слово “хуй”, но в слове “перднуть” стыдливо пропускают
букву “д” – отсюда ясен и уровень грамотности, и, простите, уровень
интеллигентности.
Борис Штерн
– истинный интеллигент, он называет вещи своими именами. И если титул главы
Офира – Похуям, он так и пишет. Правда, латинскими буквами – ну, да ведь
офиряне кириллицы не знают!
Я, впрочем,
не столь давно прочел еще одну книгу, сравнимую с “Эфиопом” не только по уровню
эрудиции (не один же Штерн у нас в фантастике эрудит!), не столько по уровню
стеба (разве трилогия М.Успенского о Жихаре – меньший стеб?), сколько по уровню невнятицы. Хотя
речь шла не столько о фантастике, сколько о детективе. Я имею в виду “Покровителя”
А.Измайлова.
Ставить
перед собой задачи и решать их – вещи не всегда равнозначные, особенно в
литературе. С сюжетом в “Покровителе” обстоит примерно так же, как и в
“Эфиопе”. Стеба тоже достаточно, хоть и не на столь веселом - с одной стороны,
и элитарном – с другой, уровне. Но книга, написанная для широкой публики,
читается с таким, поверьте мне, трудом…
А почему? Почему, я вас спрашиваю? И политики там достаточно –
не меньше, чем у Штерна, и загадочности до черта, и кто может отказать
А.Измайлову в чувстве юмора – покажите мне такого храбреца?
Не
настаивая на своем объяснении столь непонятного феномена, все-таки спрошу (себя
и читателя): может, все
дело в количестве…таланта?
А что? Очень может быть…
Юрий
Астров-Зацарицынский.