ХОЗЯЙКА СВОИХ ОГОРОДОВ
(М.Алферова.
Мечта империи. Тайна “Нереиды”. Боги слепнут. Петербург-Москва, 2000 г.)
Первое мое знакомство с творчеством Марианны
Алферовой состоялось несколько лет назад. Я прочел книжечку “Дар Земле”,
изданную в 1991 году КЛФ “Ветер времени”. Впечатление было противоречивое.
Автор явно талантлив, но… что-то мешает таланту развернуться.
Что?
Разгадка, на
мой взгляд, была простой. Помогла аналогия. Помните популярную в свое время,
чуть не ставшую соперницей Виктории Токаревой писательницу Галину Демыкину? Ее
погубил страх. Страх перед жизнью. Еще точнее – страх перед тогдашней жизнью.
Не хочу называть ее совковой – совка боялись только трусы. Талант по
определению трусом быть не может. Страх перед жизнью именно советской, а не
совковой, в частности, как неоднократно я убеждался (книг было написано не так
уж мало) – перед бюрократией.
Мы называем
этим словом чиновничество, а ведь значение куда как шире… Бюрократическая лапа
была наложена на каждого из нас. И если сейчас кажется, что все это в прошлом –
не верьте своим впечатлениям. Будь вы мало-мальски состоятельный человек – вы
эту лапу ощутили бы мгновенно. На своих ребрах. А нами бюрократии сейчас
заниматься неинтересно: что с нас взять? То есть у нее появился интерес
денежный. И это утешает. По двум причинам.
Первая
состоит в том, что денег у нас (можете заменить “нас” на “меня”) никогда не
будет. Во всяком случае, не в том количестве, чтобы заинтересовать ими
государство или отдельно взятого чиновника. Так что лапа сия нас минует без
всякого моления.
А вторая –
потому что денежный интерес предполагает и определенную бережность по отношению
к объекту интереса. Прежде бюрократию интересовали все. А поскольку взять с нас
было нечего – интерес принимал – и весьма часто – садистский характер.
Это и
перепугало смелого человека Г.Демыкину. Как оказалось – навсегда.
Это испугало и не менее смелого
(талантливого то есть, как сказано выше) писателя М.Алферову.
А выход-то
есть. И даже не один.
Первый –
сублимировать свой страх. Что и было сделано. И появляется “Золотая гора”, где
Бог-отец создал огороды, на которых растут не только овощи, но и огородники в
чаянии воскресения. И появляется “Лига мартинариев”, где Князья живут за счет
страданий мартинариев – профессиональных страдальцев. “Специфическая русская
ситуация, одним словом, потому что русский человек – интуитивный мартинарий”
(интервью М.Алферовой журналу “Мега”, N 1(25), 1998). То есть свой страх переносится на общество.
Трудно,
однако, ожидать от такого подхода… нет, не шедевров, - они-то как раз возможны,
- а чего-то более или менее читаемого. Есть Кафка, есть Камю – не достаточно ли?
И еще вопрос такой: а пипл схавает? Пиплу – что, так уж хочется признавать свою
профессиональную мартинарность? Вряд ли. Расти на чужом огороде не только
скучно, но и, если верить Алферовой – страшно. Куда лучше вырастить свой.
Так что
второй путь, по которому, к счастью, Алферова и пошла в последних своих книгах
– эскапизм. Он ведь тоже бывает разный. И хотя в первых трех книгах,
посвященных параллельной истории с действующими римскими богами и гениями, пока
что побеждает зло, как и в других, более ранних вещах М.А. – тут явственно
звучит надежда на победу добра. Несмотря на предательства, на демагогию, на
гибель главного героя (возродившегося потом).
А какова
эрудиция автора! Я когда-то пошутил, что исторический жанр – единственный, где
эрудиция может заменить писателю талант. Так вот, здесь присутствует и то, и
другое. Не знаю, чья мера больше.
Думаю,
Алферова нашла свою дорогу. И первые
шаги по ней обнадеживают меня и как читателя, и как критика.
Юрий Астров-Зацарицынский.