ИГРА С
СУДЬБАМИ
(Сергей Григоров.
Калейдоскоп. М., “АСТ”, 2002.)
Книга построена
довольно оригинально для нынешней волны фантастики: из новелл, главные герои каждой
работают на общий сюжет, который постепенно возникает из кажущегося разнобоя.
Действие происходит в далеком будущем, тем не менее характеры вполне
узнаваемые. Почти такие же.
Масса заселенных
планет, управлять коими трудно и, может быть, не надо. Масса тайных обществ,
бороться с которыми невозможно и, наверное, не стоит. Люди живут до глубочайшей
старости, оставаясь при желании свежими и молодыми. Смерть в своей кровати –
редчайший случай. Но – всюду страсти роковые…
Пересказывать
сюжеты новелл, складывающих роман, нет необходимости. Тем более, что фабулы
нет. Сюжет раздваивается, растраивается, шестерится… И вдруг обнаруживаешь, что
за всеми перипетиями, за войнами и бунтами, за убийствами и расследованиями
прячется гимн демократии. Именно ради этого автор играет судьбами своих героев.
Играет занимательно и порой виртуозно.
Что ж, недурная
идея. И хотя мое глубочайшее убеждение, что книга должна поддаваться пересказу
(или это реакция на Джойса и Кафку, которыми я когда-то зачитывался, а теперь в
руки не возьму?), - не
думаю, что “Калейдоскоп” где-то ущербен оттого, что пересказать его крайне
затруднительно. Пересказывать надо каждую новеллу. (Вернее, как уже сказано, не
надо.)
Но не могу не
отметить и такой вот казус:
сюжет не везде полностью увязан. (Первая глава, новелла “Хранитель” – на первый взгляд – а также на второй, третий
и так далее – вообще из другой оперы.) Это намек на незаконченность. Это
обещание продолжения.
А зачем?
Книга
заканчивается там, где заканчивается мысль – если она, конечно, есть. В
“Калейдоскопе” мысль точно присутствует. И высказана до конца. Разжевывать ее
не требуется.
Надо искать новую
мысль и писать новую книгу.
Юрий
Астров-Зацарицынский.