ИГРА С СУДЬБАМИ

     (Сергей Григоров. Калейдоскоп. М., “АСТ”, 2002.)

 

     Книга построена довольно оригинально для нынешней волны фантастики: из новелл, главные герои каждой работают на общий сюжет, который постепенно возникает из кажущегося разнобоя. Действие происходит в далеком будущем, тем не менее характеры вполне узнаваемые. Почти такие же.

     Масса заселенных планет, управлять коими трудно и, может быть, не надо. Масса тайных обществ, бороться с которыми невозможно и, наверное, не стоит. Люди живут до глубочайшей старости, оставаясь при желании свежими и молодыми. Смерть в своей кровати – редчайший случай. Но – всюду страсти роковые…

     Пересказывать сюжеты новелл, складывающих роман, нет необходимости. Тем более, что фабулы нет. Сюжет раздваивается, растраивается, шестерится… И вдруг обнаруживаешь, что за всеми перипетиями, за войнами и бунтами, за убийствами и расследованиями прячется гимн демократии. Именно ради этого автор играет судьбами своих героев. Играет занимательно и порой виртуозно.

     Что ж, недурная идея. И хотя мое глубочайшее убеждение, что книга должна поддаваться пересказу (или это реакция на Джойса и Кафку, которыми я когда-то зачитывался, а теперь в руки не возьму?), - не думаю, что “Калейдоскоп” где-то ущербен оттого, что пересказать его крайне затруднительно. Пересказывать надо каждую новеллу. (Вернее, как уже сказано, не надо.)

     Но не могу не отметить и такой вот казус: сюжет не везде полностью увязан. (Первая глава, новелла “Хранитель” –  на первый взгляд – а также на второй, третий и так далее – вообще из другой оперы.) Это намек на незаконченность. Это обещание продолжения.

     А зачем?

     Книга заканчивается там, где заканчивается мысль – если она, конечно, есть. В “Калейдоскопе” мысль точно присутствует. И высказана до конца. Разжевывать ее не требуется.

     Надо искать новую мысль и писать новую книгу.

 

     Юрий Астров-Зацарицынский.

Hosted by uCoz