НА
ЧЕРНОМ АСФАЛЬТЕ – ЦВЕТНЫЕ МЕЛКИ
(Юлий
Буркин. Цветы на нашем пепле. “АСТ”, М., 2000)
Корни
русского рока известны всего трем людям. Один из них – я, другой – мой брат,
имя третьего забыто.
Итак,
открываю тайну. Кроме навязшего у всех в зубах ансамбля “Битлз”, вторым
родителем русского рока является бардовское творчество.
В лице,
естественно, лучших его представителей (подставьте имена сами), а не постоянных
посетителей и участников грушинских фестивалей.
От битлов
русский рок взял форму, от бардов – содержание. Доказательству этого тезиса
уделять времени и места не стану, но намекну: достаточно взять авторскую
пластинку Макаревича и поставить ее на проигрыватель.
У меня на
стене висит бабочка. В коробке за стеклом. Antheos menippe из Перу.
Подарок приятеля на день рождения.
Бабочки
весьма популярны среди писателей. Особенно с тех пор, как они узнали, что ими
весьма профессионально занимался В.Набоков.
Я лично
бабочками не занимаюсь. Занимается приятель. Но он – не писатель. Он фэн. (Я,
впрочем, тоже не писатель, но литератором аматер назвать себя могу.)
А вот Юлий
Буркин – писатель. Его “Бабочку и василиска” я считаю шедевром.
На
компакт-диске Буркина “Метод (альбом для фэндома)” я тоже увидел изображение
бабочки. Впрочем, это была женщина с крыльями бабочки. Вроде бы эскиз
скульптуры “Урания” Д.Курамшина. При чем здесь муза астрономии –я не понял, но
других эскизов на обложке компакта не обнаружил – значит, надпись относится
именно к этому рисунку.
Цивилизации
теплокровных бабочек – собственно, маленьких человечков с крылышками на манер
жениха Дюймовочки – и посвящен роман Буркина. Люди погибли в междуусобной
бойне, но оставили наследников, искусственно созданных разумных существ. Цветы
на своем пепле. “На черном асфальте – цветные мелки” (это – из слов одной песни
на упомянутом компакте).
Асфальт
черен, не спорю. Но мелки, хоть и цветные, остаются мелками, их смоет первый
дождь. Какие там эльфы… И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет. Идет
своя собственная междуусобица, пока одна из экспедиций не находит некую пещеру
и не становится наследницей цивилизации людей. И тогда один из таких
наследников устанавливает мир, гладь и божью благодать – ценой завуалированной
диктатуры. Лишь случайность помогает одной популяции бежать на космическом
корабле куда подальше от земного рая. Но, установив собственный рай на планете
Безмятежной, боясь потерять его, - вдруг вечный император Лабастьер найдет! –
не находят другого выхода, как взорвать Солнце…
Любой сюжет,
пересказанный наскоро, становится неприлично гол – но никакой иронии я не
допустил. Книга написана прекрасно, логичен сюжет, напряжение не оставляет
читателя до последней страницы.
Бабочек
жаль. Не людей – речь не о них.
Впрочем,
вернемся к началу.
Музыкальный
талант Буркина не мог не отразиться и в литературе. А поскольку это талант
рок-музыканта, “Бабочка и василиск” – типичный блюз; что же касается “Цветов на
нашем пепле”, архитектоника романа живо напомнила мне “Рапсодию в стиле блюз”
Гершвина. Когда же я послушал компакт-диск, убедился, что блюзовая форма
типична для творчества Ю.Буркина, а стало быть, и наиболее близка ему.
Буду ждать
новых песен. В том числе – и в прозе.
Юрий
Астров-Зацарицынский