НА ЧЕРНОМ АСФАЛЬТЕ – ЦВЕТНЫЕ МЕЛКИ

          (Юлий Буркин. Цветы на нашем пепле. “АСТ”, М., 2000)

 

          Корни русского рока известны всего трем людям. Один из них – я, другой – мой брат, имя третьего забыто.

          Итак, открываю тайну. Кроме навязшего у всех в зубах ансамбля “Битлз”, вторым родителем русского рока является бардовское творчество.

          В лице, естественно, лучших его представителей (подставьте имена сами), а не постоянных посетителей и участников грушинских фестивалей.

          От битлов русский рок взял форму, от бардов – содержание. Доказательству этого тезиса уделять времени и места не стану, но намекну: достаточно взять авторскую пластинку Макаревича и поставить ее на проигрыватель.

          У меня на стене висит бабочка. В коробке за стеклом. Antheos menippe из Перу. Подарок приятеля на день рождения.

          Бабочки весьма популярны среди писателей. Особенно с тех пор, как они узнали, что ими весьма профессионально занимался В.Набоков.

          Я лично бабочками не занимаюсь. Занимается приятель. Но он – не писатель. Он фэн. (Я, впрочем, тоже не писатель, но литератором аматер назвать себя могу.)

          А вот Юлий Буркин – писатель. Его “Бабочку и василиска” я считаю шедевром.

          На компакт-диске Буркина “Метод (альбом для фэндома)” я тоже увидел изображение бабочки. Впрочем, это была женщина с крыльями бабочки. Вроде бы эскиз скульптуры “Урания” Д.Курамшина. При чем здесь муза астрономии –я не понял, но других эскизов на обложке компакта не обнаружил – значит, надпись относится именно к этому рисунку.

          Цивилизации теплокровных бабочек – собственно, маленьких человечков с крылышками на манер жениха Дюймовочки – и посвящен роман Буркина. Люди погибли в междуусобной бойне, но оставили наследников, искусственно созданных разумных существ. Цветы на своем пепле. “На черном асфальте – цветные мелки” (это – из слов одной песни на упомянутом компакте).

          Асфальт черен, не спорю. Но мелки, хоть и цветные, остаются мелками, их смоет первый дождь. Какие там эльфы… И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет. Идет своя собственная междуусобица, пока одна из экспедиций не находит некую пещеру и не становится наследницей цивилизации людей. И тогда один из таких наследников устанавливает мир, гладь и божью благодать – ценой завуалированной диктатуры. Лишь случайность помогает одной популяции бежать на космическом корабле куда подальше от земного рая. Но, установив собственный рай на планете Безмятежной, боясь потерять его, - вдруг вечный император Лабастьер найдет! – не находят другого выхода, как взорвать Солнце…

          Любой сюжет, пересказанный наскоро, становится неприлично гол – но никакой иронии я не допустил. Книга написана прекрасно, логичен сюжет, напряжение не оставляет читателя до последней страницы.

          Бабочек жаль. Не людей – речь не о них.

          Впрочем, вернемся к началу.

          Музыкальный талант Буркина не мог не отразиться и в литературе. А поскольку это талант рок-музыканта, “Бабочка и василиск” – типичный блюз; что же касается “Цветов на нашем пепле”, архитектоника романа живо напомнила мне “Рапсодию в стиле блюз” Гершвина. Когда же я послушал компакт-диск, убедился, что блюзовая форма типична для творчества Ю.Буркина, а стало быть, и наиболее близка ему.

          Буду ждать новых песен. В том числе – и в прозе.

 

          Юрий Астров-Зацарицынский

         

         

Hosted by uCoz