НА ПОЛЕ
Б. АКУНИНА
(Марианна
Алферова. Гробницы Немертеи. М., “АСТ”, 2002.)
Итак – две
планеты в одной звездной системе. На одной когда-то была цивилизация. На другой
– тоже. Жили там одни и те же люди. Только на второй – после смерти. На первой
они вкалывали и всю жизнь готовились к загробному бытию. Для этого они
наговаривали в некие кувшинчики все, что им придет в голову. Кувшинчики эти при
некоторых условиях все это могли воспроизводить. Ибо на первой планете
звукозапись изобрели раньше, чем письменность. Потом кувшинчик передавался по
наследству – это душа там записана. И наследник с юных дней, не забывая делать
свою собственную запись, внимал наследной, в него и вселялась душа умершего. А
душа эта блаженствовала на другой планете. То ли в теле, то ли... так... Не
понять, прописано темно и непонятно.
В общем,
цивилизация довольно необычная. И на долгие годы после ее исчезновения так и
неразгаданная.
Если бы не профессор
Платон Рассольников, черный археолог. Планет-то много, все не разроешь, вот и
появились эти самые черные археологи. Иногда под маской ученых, как Платон.
Но черный-то он
черный, и контрабандой не брезгует, и со скупщиками краденого якшается, однако
все равно рыцарь без страха и упрека. Разносит вдребезги тщательно выверенный
план заговорщиков-экселентистов, мечтающих захватить власть в Малом
Магеллановом облаке, а заодно и раскрывает тайну цивилизации Немертеи (не
совсем исчезнувшей, кстати:
два ее представителя живы и здоровы и
всерьез намереваются цивилизацию восстановить!).
Ну, еще тут есть
колодцы нуль-транспортировки, действующие при помощи золотых громадин в десятки
тонн, а также всяческое оружие типа бластеров, которым профессор отлично
пользуется.
В общем,
космическая опера с наворотами, для жанра, возможно, и излишними.
Вся беда в том,
что автор сией галиматьи – тончайший знаток движений души, строитель
неординарнейших сюжетов, владеющий тайной держать читателя в духовном
напряжении на продолжении всего произведения, в котором нет ни бластеров, ни
нуль-траспортировки, ни космических бандитов – Марианна Алферова.
…Нет, я не против
“проектов”. Взять хотя бы Б.Акунина. Этот коммерческий проект вовсе не вопреки
воле автора ворвался в Большую Литературу (что бы по этому поводу ни говорили
критики), при этом имея громадную популярность и соответствующие тиражи. Но
Акунин, кроме литературного таланта, досконально знает эпоху, о которой пишет,
умеет отбирать детали, интересные для читателя и не мешающие ему следить за
сюжетом, и при этом аккуратнейшим образом ломает все исторические стереотипы –
тоже нечувствительно для читателя.
М.Алферова этого
не умеет.
Возможно,
научится, ибо “Гробницы Немертеи” заявлены как книга из серии “Черный
археолог”. Так что продолжение следует.
А я бы советовал
не продолжать. У Алферовой есть свое поле, свой огород, который она возделывает
с редким искусством. Мало этого, что ли?
Юрий
Астров-Зацарицынский.