НА ПОЛЕ Б. АКУНИНА

     (Марианна Алферова. Гробницы Немертеи. М., “АСТ”, 2002.)

 

     Итак – две планеты в одной звездной системе. На одной когда-то была цивилизация. На другой – тоже. Жили там одни и те же люди. Только на второй – после смерти. На первой они вкалывали и всю жизнь готовились к загробному бытию. Для этого они наговаривали в некие кувшинчики все, что им придет в голову. Кувшинчики эти при некоторых условиях все это могли воспроизводить. Ибо на первой планете звукозапись изобрели раньше, чем письменность. Потом кувшинчик передавался по наследству – это душа там записана. И наследник с юных дней, не забывая делать свою собственную запись, внимал наследной, в него и вселялась душа умершего. А душа эта блаженствовала на другой планете. То ли в теле, то ли... так... Не понять, прописано темно и непонятно.

     В общем, цивилизация довольно необычная. И на долгие годы после ее исчезновения так и неразгаданная.

     Если бы не профессор Платон Рассольников, черный археолог. Планет-то много, все не разроешь, вот и появились эти самые черные археологи. Иногда под маской ученых, как Платон.

     Но черный-то он черный, и контрабандой не брезгует, и со скупщиками краденого якшается, однако все равно рыцарь без страха и упрека. Разносит вдребезги тщательно выверенный план заговорщиков-экселентистов, мечтающих захватить власть в Малом Магеллановом облаке, а заодно и раскрывает тайну цивилизации Немертеи (не совсем исчезнувшей, кстати: два ее представителя живы и здоровы и  всерьез намереваются цивилизацию восстановить!).

     Ну, еще тут есть колодцы нуль-транспортировки, действующие при помощи золотых громадин в десятки тонн, а также всяческое оружие типа бластеров, которым профессор отлично пользуется.

     В общем, космическая опера с наворотами, для жанра, возможно, и излишними.

     Вся беда в том, что автор сией галиматьи – тончайший знаток движений души, строитель неординарнейших сюжетов, владеющий тайной держать читателя в духовном напряжении на продолжении всего произведения, в котором нет ни бластеров, ни нуль-траспортировки, ни космических бандитов – Марианна Алферова.

     …Нет, я не против “проектов”. Взять хотя бы Б.Акунина. Этот коммерческий проект вовсе не вопреки воле автора ворвался в Большую Литературу (что бы по этому поводу ни говорили критики), при этом имея громадную популярность и соответствующие тиражи. Но Акунин, кроме литературного таланта, досконально знает эпоху, о которой пишет, умеет отбирать детали, интересные для читателя и не мешающие ему следить за сюжетом, и при этом аккуратнейшим образом ломает все исторические стереотипы – тоже нечувствительно для читателя.

     М.Алферова этого не умеет.

     Возможно, научится, ибо “Гробницы Немертеи” заявлены как книга из серии “Черный археолог”. Так что продолжение следует.

     А я бы советовал не продолжать. У Алферовой есть свое поле, свой огород, который она возделывает с редким искусством. Мало этого, что ли?

 

       Юрий Астров-Зацарицынский.

Hosted by uCoz