НАСЛЕДНИК
ЖЕЛТОЙ ПОЛЯНЫ
(Сергей
Лукьяненко. Танцы на снегу. М., АСТ, 2001.)
Не мной,
думаю, впервые замечено, что как писатель С.Лукьяненко рос в полемике (художественной,
художественной!) с В.Крапивиным.
И
действительно, кто из нас не любил (не любит, если на то пошло) благородных
героев из “Голубятни на желтой поляне”, “Летчика для особых поручений”,
“Выстрела с монитора” – рыцарей без страха и упрека? Двенадцатилетних…
Весь
Крапивин с его поразительным и пронзительным талантом вырос из одной фразы
Стругацких. Думаю, вы догадались. (Конечно: “Иногда он думал, как здорово было бы, если бы с планеты
исчезли все люди старше десяти лет”.)
Но вот не кажется ли вам, что хотя
мысль о том, что дети добры и хороши в массе своей, - в отличие от взрослых, -
может быть, и совершенно верна, но для ее доказательства не стоит писать
десятки фантастических книг?
Немного навязчиво, не правда ли?
В одной из повестей А.Шарова-старшего один из персонажей все время бормотал
себе под нос: “Бобры –
добры”. Его коллеги, тоже биологи, терпеть этого персонажа,- прекраснейшего
человека, кстати говоря,- не могли.
Вот
крапивинские дети выросли и построили мир. Оруженосец Кашка – тот мир, в
котором мы живем сейчас. Об этом мире мечтал Крапивин?
А Женя
Ушаков и Игнатик Яр – тот мир, в котором живут и действуют герои “Танцев на
снегу”. Тоже вряд ли –воплощенная мечта.
Центр
действия – мальчишка, пусть и обладающий незаурядными способностями (впрочем,
ничего такого сверхъестественного). Но вот так вышло, что он – фокус линзы,
которая может спалить к чертовой матери не бог весть какой райский, однако все
же стабильный мир. Причем и поджигатели, и пожарники действуют одними и теми же
методами: убийствами,
провокациями… И кто прав – неизвестно, особенно мальчишке. Ребенку, в общем-то.
Тиккирей
(герой) делает выбор по одному-единственному признаку: “фаги” врут, случается, но им потом
бывает стыдно. “…Стась никогда не называл людей быдлом.”
…А ведь
совершенно крапивинский критерий, вам не кажется?
Ой, господа
читатели, ошибся я. Не полемика это у Лукьяненко с Крапивиным. Это просто дуэт.
Дуэт, в
котором звучит тоска по миру Ярослава и Глеба Вяткина. По миру, которого уже
никогда не будет.
А что,
действительно – никогда?
Юрий
Астров-Зацарицынский.