НА ВЕЧНОЙ АРЕНЕ
(Сакральная
фантастика 2. М., “Мануфактура”, 2001.)
Первый сборник
под таким названием я не видел. Судя по послесловию Д.Володихина ко второму,
издан он был ограниченным тиражом (как, впрочем, и второй) и легко мог
ускользнуть от внимания читателя.
Вопрос: много ли читатель потерял?
Во втором
сборнике из пяти авторов - четыре женщины. Отсюда и все преобладающие приметы
женской фантастики:
тривиальность сюжета, подробнейшая обрисовка характеров, пристальное внимание к
внутреннему миру героя. Это заметно даже в стилизации Е.Хаецкой “Повесть о
дальней любви”, не говоря уж о “Соколе на запястье” О.Елисеевой, а особенно о
повестях Н.Мазовой “Янтарное имя” и Н.Иртениной “Праздник синего ангела”.
(Кстати, последняя к фантастике имеет весьма косвенное отношение.)
Если говорить о
принципе подбора, то составитель (тот же Д.Володихин) несколько поспешил, - мне
так кажется. Сборник – не анонс будущих романов, и если отрывок Елисеевой можно
принять за законченную (более или менее) повесть, то “Повесть о дальней любви”
таковой не является, - просто вырванный из громадного контекста кусок, правда,
с завязкой, но без кульминации и развязки. Что читателя, естественно, раздражает.
Хороший
литературный уровень - несомненное
достоинство сборника. Что же касаемо программного названия (сборника, а
особенно послесловия – “Вечная арена”), то, конечно, можно согласиться с
Володихиным, что, мол, существует направление в фантастике – это самое
“сакральное”, которое объединяет последователей, а речь там идет “о мире, как
об арене войны. Войны очень древней и нескончаемой, вплоть до Страшного Суда…
Наше дело – выбрать знамя, стать в строй, действовать наилучшим образом”.
Можно, повторяю,
согласиться – но не хочется.
Это ведь типично
русская интеллектуальная привычка: раз придумал название – так уже, считается, и объяснил.
Как вся наука, по
словам Ойры-Ойры, занимается счастьем человеческим, так и вся литература
занимается добром и злом. Никакой школы “сакралистов” нет, - как нет школы (или
там группы) турбореалистов. Бросьте, ребята. Есть просто небесталанные
женщины-фантастки, да плюс к ним не менее способный Володихин, у которого еще и
организационные способности не уступают литературным.
И прекрасно. Кому
это мешает?
Я с удовольствием
буду читать “Сакральную фантастику – 3, 4” и т.д. – если достану. Но хорошо бы
печатать в этих сборниках вещи все-таки законченные. И тираж поболе бы. И
переплет бы твердый. А если бы в послесловиях составитель еще и не ругался с
критиками (ответ писателя на критику – его творчество, и никак иначе…) – чего
еще остается желать?
Юрий Астров-Зацарицынский