НА ВЕЧНОЙ АРЕНЕ

     (Сакральная фантастика 2. М., “Мануфактура”, 2001.)

 

     Первый сборник под таким названием я не видел. Судя по послесловию Д.Володихина ко второму, издан он был ограниченным тиражом (как, впрочем, и второй) и легко мог ускользнуть от внимания читателя.

     Вопрос: много ли читатель потерял?

     Во втором сборнике из пяти авторов - четыре женщины. Отсюда и все преобладающие приметы женской фантастики: тривиальность сюжета, подробнейшая обрисовка характеров, пристальное внимание к внутреннему миру героя. Это заметно даже в стилизации Е.Хаецкой “Повесть о дальней любви”, не говоря уж о “Соколе на запястье” О.Елисеевой, а особенно о повестях Н.Мазовой “Янтарное имя” и Н.Иртениной “Праздник синего ангела”. (Кстати, последняя к фантастике имеет весьма косвенное отношение.)

     Если говорить о принципе подбора, то составитель (тот же Д.Володихин) несколько поспешил, - мне так кажется. Сборник – не анонс будущих романов, и если отрывок Елисеевой можно принять за законченную (более или менее) повесть, то “Повесть о дальней любви” таковой не является, - просто вырванный из громадного контекста кусок, правда, с завязкой, но без кульминации и развязки. Что читателя, естественно, раздражает.

     Хороший литературный уровень -  несомненное достоинство сборника. Что же касаемо программного названия (сборника, а особенно послесловия – “Вечная арена”), то, конечно, можно согласиться с Володихиным, что, мол, существует направление в фантастике – это самое “сакральное”, которое объединяет последователей, а речь там идет “о мире, как об арене войны. Войны очень древней и нескончаемой, вплоть до Страшного Суда… Наше дело – выбрать знамя, стать в строй, действовать наилучшим образом”.

     Можно, повторяю, согласиться – но не хочется.

     Это ведь типично русская интеллектуальная привычка: раз придумал название – так уже, считается, и объяснил.

     Как вся наука, по словам Ойры-Ойры, занимается счастьем человеческим, так и вся литература занимается добром и злом. Никакой школы “сакралистов” нет, - как нет школы (или там группы) турбореалистов. Бросьте, ребята. Есть просто небесталанные женщины-фантастки, да плюс к ним не менее способный Володихин, у которого еще и организационные способности не уступают литературным.

     И прекрасно. Кому это мешает?

     Я с удовольствием буду читать “Сакральную фантастику – 3, 4” и т.д. – если достану. Но хорошо бы печатать в этих сборниках вещи все-таки законченные. И тираж поболе бы. И переплет бы твердый. А если бы в послесловиях составитель еще и не ругался с критиками (ответ писателя на критику – его творчество, и никак иначе…) – чего еще остается желать?

 

        Юрий Астров-Зацарицынский

Hosted by uCoz