“…НЕ
СОБЛАГОВОЛИТЕ ЗА ТРУД…”
(Александр
Бушков. Сварог. Чужие берега. Красноярск
“Бонус”, Москва “Олма-Пресс”, Санкт-Петербург “Нева”, 2002.)
Утешительно, что
Бушков, оставив (возможно, на время) детективы, снова обратился к фантастике.
Не научной, отнюдь. Но – тем не менее. Утешительно, что книга, выходные данные
которой приведены выше – третья в серии и конца пока не предвидится.
Утешительно, что один из самых наших читаемых и издаваемых авторов обладает
неуемной фантазией, что позволяет ему успешно избегать отработанных собою и
другими сюжетных ходов.
Но кое-что и
огорчает.
Начнем с мелочей.
Конечно, Бушков –
не Скирюк и не станет, не зная, как иначе разнообразить женские характеры,
милейшую барышню ни с того, ни с сего превращать в наемную убийцу. Но приемную
дочь барона в шпионку чужого государства он оборотил. Что было достаточно
неожиданным для читателя. Это, конечно, понадобится для развития дальнейшего
сюжета, - иначе не объяснишь.
Сварог неожиданно
оказывается за тридевять пространств от своего королевства. И снова –
приключения тела. Хотя вроде бы все вело к приключениям духа. Неужто слабо,
позвольте полюбопытствовать?
Не верю. Но приключения тела пишутся быстрее. А жаль неиспользованных
возможностей. Которые, вероятно, в следующих книгах серии все-таки использованы
будут.
Заголовок
рецензии – цитата из Бушкова. Неграмотно, даже неприлично известному писателю.
Чуть далее он называет паровой двигатель движетелем (да-да, через е). А
ведь это вещи разные.
Ну, да ладно, это
ведь мелочи. Либо ловля блох, либо из серии “а я написал бы вот как, если бы
мог”.
Выскажу претензию
посерьезнее.
Несомненный и
немалый литературный талант А.Бушкова заставляет предвкушать каждую новую его
книгу. И предвкушение это у каждого разное. У меня, например, такое: ну, хоть сейчас Александр
Бушков докажет мне наконец, что в его голове – не только талант, но и мысли
имеются? Те мысли, ради
которых стоит писать книгу?
Когда-то ведь были! А сейчас каждая его книга – строчкогонство ради гонорара,
на манер В.Головачева, только талантливее.
Нет, снова облом…
Дождусь ли? Надежда, конечно, умирает
последней. Но все-таки умирает.
Юрий Астров-Зацарицынский.