ОСКОЛКИ ЗАПРЕДЕЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

          (Алексей Калугин. Осколки реальности. “Эксмо-пресс”. 2001. Вестник смерти. То же издательство, 2001.)

        

          Как создать эпопею? А лучше, конечно, несколько?

          Рецепт достаточно прост: надо отыскать идею, которая позволяет, варьируя ситуации и сюжеты, писать, писать и писать.

          Рецепт, повторюсь, прост, но не каждый писатель такую идею найдет. Либо идея эта будет тривиальной, либо она давным-давно использована…

          Алексею Калугина удалось найти искомое.

          Итак, наша Вселенная родилась не на пустом месте. Ей предшествовала иная, с разумной жизнью. И когда предыдущей Вселенной пришел конец (чистая астрофизика, ничего иного – фиолетовое смещение, сингулярность, Большой взрыв), разумная жизнь смогла каким-то образом изолироваться и сохраниться. А сейчас пытается прорваться в наш мир. Что приводит к катастрофам, уничтожению уже существующей жизни и т.д. и т.п. Естественно, люди и иные разумные существа всячески этому противятся. На такой         канве можно вышивать самые разнообразные узоры.

          “Осколки реальности” – лишь отрывок из довольно большой эпопеи. Наш современник по имени Андрей оказывается в Статусе (это та самая организация, которая находится вне времени и пространства – вроде бы – и противостоит попыткам прорыва запредельной реальности в наш мир). В данный момент Статус занимается планетой Келдмар, на которой и произошел очередной прорыв. Андрей руководит отрядом местных жителей, полных гуманоидов, и пытается сорвать попытку вторжения. Если добавить, что в его мозгу живет еще одна личность, а на стороне спецназа неожиданно оказываются совсем уж запредельные персонажи местного фольклора – ясно, что книга читается с неослабевающим интересом.

          “Вестник смерти”  сюжетно совершенно не связан с “Осколками реальности”. Единственное, что их объединяет – это тот факт, что один из героев “Вестника” оказывается посланцем Статуса. Надо добавить, что и планета совершенно другая, а центральный персонаж романа – Антип – деревенский парень, которому не посчастливилось отыскать нож Вестника смерти, обладающий магической силой. Что и определяет его дальнейшую судьбу, а также и сюжет книги.

          Калугин умеет писать. Язык хорош, - не так уж часто попадаются книги, написанные так ярко. Идеи не банальны, вкраплены в ткань повествования вполне органично.

          Только вот… натяжки встречаются.

          Погоня за строчками – не самое прелестное дело литератора. Когда же им будут нормально платить?  Ведь чувствуешь же: человеку некогда остановиться и оглянуться… Потенциал А.Калугина, кажется мне, весьма велик. И любая из его книг могла бы стать… ну, если не шедевром, то серьезно к этому определению приблизиться.

          Могла бы. Но – не стала. Пока что романы эти – осколки чего-то, что, возможно, и будет единым и прекрасным.

          А может быть – и не будет.

          Жаль…

 

          Юрий Астров-Зацарицынский.

Hosted by uCoz