ОСКОЛКИ ЗАПРЕДЕЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
(Алексей
Калугин. Осколки реальности. “Эксмо-пресс”. 2001. Вестник смерти. То же
издательство, 2001.)
Как создать
эпопею? А лучше, конечно, несколько?
Рецепт
достаточно прост: надо отыскать идею, которая позволяет, варьируя ситуации и
сюжеты, писать, писать и писать.
Рецепт,
повторюсь, прост, но не каждый писатель такую идею найдет. Либо идея эта будет
тривиальной, либо она давным-давно использована…
Алексею
Калугина удалось найти искомое.
Итак, наша
Вселенная родилась не на пустом месте. Ей предшествовала иная, с разумной
жизнью. И когда предыдущей Вселенной пришел конец (чистая астрофизика, ничего
иного – фиолетовое смещение, сингулярность, Большой взрыв), разумная жизнь
смогла каким-то образом изолироваться и сохраниться. А сейчас пытается
прорваться в наш мир. Что приводит к катастрофам, уничтожению уже существующей
жизни и т.д. и т.п. Естественно, люди и иные разумные существа всячески этому
противятся. На такой канве можно
вышивать самые разнообразные узоры.
“Осколки
реальности” – лишь отрывок из довольно большой эпопеи. Наш современник по имени
Андрей оказывается в Статусе (это та самая организация, которая находится вне
времени и пространства – вроде бы – и противостоит попыткам прорыва
запредельной реальности в наш мир). В данный момент Статус занимается планетой
Келдмар, на которой и произошел очередной прорыв. Андрей руководит отрядом
местных жителей, полных гуманоидов, и пытается сорвать попытку вторжения. Если
добавить, что в его мозгу живет еще одна личность, а на стороне спецназа
неожиданно оказываются совсем уж запредельные персонажи местного фольклора –
ясно, что книга читается с неослабевающим интересом.
“Вестник
смерти” сюжетно совершенно не связан с
“Осколками реальности”. Единственное, что их объединяет – это тот факт, что
один из героев “Вестника” оказывается посланцем Статуса. Надо добавить, что и
планета совершенно другая, а центральный персонаж романа – Антип – деревенский
парень, которому не посчастливилось отыскать нож Вестника смерти, обладающий
магической силой. Что и определяет его дальнейшую судьбу, а также и сюжет
книги.
Калугин
умеет писать. Язык хорош, - не так уж часто попадаются книги, написанные так
ярко. Идеи не банальны, вкраплены в ткань повествования вполне органично.
Только вот…
натяжки встречаются.
Погоня за
строчками – не самое прелестное дело литератора. Когда же им будут нормально
платить? Ведь чувствуешь же: человеку
некогда остановиться и оглянуться… Потенциал А.Калугина, кажется мне, весьма
велик. И любая из его книг могла бы стать… ну, если не шедевром, то серьезно к
этому определению приблизиться.
Могла бы. Но
– не стала. Пока что романы эти – осколки чего-то, что, возможно, и будет
единым и прекрасным.
А может быть
– и не будет.
Жаль…
Юрий
Астров-Зацарицынский.