ПЛЕТКА
И КАЛАЧ
(Алексей
Евтушенко. Третья твердь. Ростов-на-Дону, 1966.)
Как-то –дело
давнее – начинающая поэтесса Л.Овчинникова (кто не знает – нынче не последняя шишка
в Волгоградском отделении Союза писателей, а в то время, о котором идет речь,
издававшая свою первую книгу) спросила у Любови Лукиной: “Я вот книжку издаю, назвать хочу
“Ясность”. А ты какое название посоветовала бы, - ты ведь все эти стихи знаешь?”. Белка, не задумываясь ни
на секунду, тут же выдала:
“Муть”!
Я не столь суров
и не в таких дружеских отношениях с А.Евтушенко. Честно говоря, мы вообще не
знакомы. Кое-что слышал о нем, кажется – известный в определенных кругах бард.
Кроме того, мне привелось прочесть его книгу “Отряд” и даже написать на нее
рецензию.
Главная беда
А.Евтушенко – неоригинальность мышления. Чем страдает, собственно, большинство
нынешних авторов фантастики. Но в стихах оригинальность и не нужна. Поэзия, как
говорил А.С. Пушкин, должна быть
глуповата. Поменее оригинальности бы – глядишь, и Вознесенского, властителя дум
60-х годов, можно было сейчас читать…
Но вот точность
образов, обязательность эпитетов в поэзии необходима. А этого-то у А.Евтушенко
и нет, хотя фамилия вроде бы обязывает.
Что за “плетка и
калач”, вынесенные в заголовок рецензии? А это образ из стихотворения “Песнь о красоте”. Вот его-то и
попытаемся разобрать по косточкам, ибо оно есть своего рода манифест всего
сборника. (Так мне кажется, но в любом случае, даже если это и не так –
стихотворение показательно для “Третьей
тверди”.)
Итак –
“На красоту
надеются и ждут,
Когда ее по
улицам горбатым
В холщевом
балахоне поведут
На эшафот
похмельные солдаты.”
То есть надеются и
ждут… ее казни?
Сомневаюсь, что автор хотел сказать именно это. Но – получилось именно так.
“Резвится знать,
готовится палач,
Кивает
благосклонно духовенство,
Кому при жизни –
плетка и калач,
Тому на небе –
райское блаженство.”
А при чем здесь
калач? Чем он,
собственно, плох и какое отношение имеет к плетке? Он имеет отношение к палачу –
рифмуется… И только. А образ расплывается, становится аморфным, исчезает.
“Не верьте, люди,
сказкам и вранью –
На небе – мрак
и под землею – тоже.
Вот красоту
сегодня уничтожат,
И завтра вы –
добыча воронью.”
А, собственно,
почему? Из чего это
следует? Без красоты
нас всех ждет смерть?
Ну, может быть. Так докажи это, а не декларируй!
“Нас время
выбирает за грехи.
Бессмертье –
одному из миллионов.
Уходят годы в
память и стихи –
Так в смертный
бой уходят батальоны.
На эшафоте
гибнет красота,
Но, прошептав
короткую молитву.
Художник снова
затевает битву
На хрупком поле
белого листа.
На красоту
надеются и ждут.”
Стало быть, время
выбирает художника, причем за грехи. Наверное, Дракула был великим поэтом. Так,
что ли?
Необязательность образа губит стихотворение.
Поле битвы не
бывает хрупким. Кроме того, у листа бумаги есть поля, что тоже придает
достаточно банальному образу еще и
двусмысленность. И ежели, как сказано выше, на небе – мрак, то чему же молится
художник?
Когда
художественный образ банален, либо необязателен, либо двусмыслен – стихотворение
становится банальным, необязательным, двусмысленным.
Именно в этом
главная беда сборника.
Юрий
Астров-Зацарицынский.