РАКЕТЧИК
ВЗЯЛСЯ ЗА ПЕРО
(Федор
Березин. Огромный черный корабль. “Эксмо-Пресс”, 2001.)
Недавно я
понял, что такое киберпанк. Ну, скажем так: что такое киберпанк по-русски. Для этого мне понадобилось
прочесть подряд две книги А.Тюрина. (Вторую, “Падение с Земли”, каюсь, до конца
не одолел. Впрочем, не буду врать: не каюсь…)
Итак, если
ты не умеешь писать (не обязательно фантастику, а просто – писать), - назовись
киберпанком – и тебе открыта дорога в издательство. Главное – листаж. Качество
значения не имеет.
Чтобы
понять, что такое турбореализм, мне пришлось поломать голову гораздо дольше.
Ибо самый, на мой взгляд, яркий представитель этого направления, А.Лазарчук –
прекрасный фантаст. И любую его книгу, хотя бы и “Опоздавшие к лету”, я считал
именно фантастикой. И почему “турбореализм” – не понимал. Как не понимал, что
объединяет Лазарчука, скажем, со Столяровым.
А теперь мне
попался в руки роман Федора Березина “Огромный черный корабль”. Честно говоря,
эпиграфы меня насторожили:
закон Мэрфи, Брэдбери – и Нострадамус… Но все оказалось в порядке. Пророк
понадобился для антуража, не более того.
Однако,
обозначенный в выходных данных как фантастический роман, “Корабль” таковым не
является.
Что ж, что
действие происходит на отдаленной
планете, да еще в системе тройной звезды, да еще далеко от спирального рукава…
Что ж, что на планете нет – все выгребли – запасов нефти и угля, один уран
остался. Что с того? Антураж,
психология – абсолютно земные. Мало того – советские. Узнаваемые с первого
взгляда. Близкие.
Офицер-ракетчик закончил училище в 81-м году. Учился, думаю, хорошо.
Прекрасно знает не только военную технику, не только тактику и стратегию, но и
политучебу отлично помнит. Хотя, конечно, события прошедших с тех пор двадцати
лет наложили свой отпечаток на его мышление и творчество.
Итак –
противостояние двух сверхдержав, холодно-горячая война, на которую
накладывается провокация одной из сторон, приводящая к глобальной атомной
бойне. Да тут еще неудавшаяся попытка переворота, перегрызшиеся между собой
сатрапы, а также передравшиеся демократы… В общем, конец цивилизации. Наступает
ядерная зима, один материк заражен кобальтом, на втором жить тоже становится
проблематично, третий, неосвоенный, гибнет от холода… А написано, несмотря на
приличный объем (чуть ли не в пятьсот страниц), даже где-то сухо, совершенно
непатетично, а что лапидарно – так это точно. Читаешь, между тем, на одном
дыхании. И следишь не только за приключениями главного героя-супермена, а,
например, описание оружия проглатываешь, как когда-то в детстве – список
спасенного Робинзоном Крузо имущества.
Но дело-то
не в том. Дело в другом. Получилась…антиутопия. Жанр, как казалось, себя
исчерпавший вместе с противостоянием двух систем.
Ан нет, не
исчерпавший.
Если бы не
сентябрьские события нынешнего года – эта рецензия, наверное, звучала бы иначе.
Как, впрочем, и книга. Но сейчас ясно: если раньше мир делился по вертикали, то нынче – по
горизонтали. Впрочем, на расположении геометрических линий не настаиваю,
главное в другом: мир делится.
Наступает новое противостояние – и кто знает, куда оно приведет?
Так вот, на мой взгляд, “Огромный черный
корабль” – яркий образец турбореализма. А турбореализм – это такое направление,
когда человечество, либо его часть, либо страна, либо группа людей, либо
отдельно взятый человек ставится в экстремальную ситуацию. При этом фантастика
– причем, как правило, НФ – практически самый простой и эффективный путь: в силу традиций, да и
психология героев не слишком отличается от нашей, не то, что в фэнтези. “Почти
такие же” – помните? А
потом автор смотрит:
что из этого выйдет?
Если что-то
выйдет, конечно.
У Лазарчука
– выходит.
Вышло и у
Березина.
Юрий Астров.