РАКЕТЧИК ВЗЯЛСЯ ЗА ПЕРО

              (Федор Березин. Огромный черный корабль. “Эксмо-Пресс”, 2001.)

 

          Недавно я понял, что такое киберпанк. Ну, скажем так: что такое киберпанк по-русски. Для этого мне понадобилось прочесть подряд две книги А.Тюрина. (Вторую, “Падение с Земли”, каюсь, до конца не одолел. Впрочем, не буду врать: не каюсь…)

          Итак, если ты не умеешь писать (не обязательно фантастику, а просто – писать), - назовись киберпанком – и тебе открыта дорога в издательство. Главное – листаж. Качество значения не имеет.

          Чтобы понять, что такое турбореализм, мне пришлось поломать голову гораздо дольше. Ибо самый, на мой взгляд, яркий представитель этого направления, А.Лазарчук – прекрасный фантаст. И любую его книгу, хотя бы и “Опоздавшие к лету”, я считал именно фантастикой. И почему “турбореализм” – не понимал. Как не понимал, что объединяет Лазарчука, скажем, со Столяровым.

          А теперь мне попался в руки роман Федора Березина “Огромный черный корабль”. Честно говоря, эпиграфы меня насторожили: закон Мэрфи, Брэдбери – и Нострадамус… Но все оказалось в порядке. Пророк понадобился для антуража, не более того.

          Однако, обозначенный в выходных данных как фантастический роман, “Корабль” таковым не является.

          Что ж, что действие происходит  на отдаленной планете, да еще в системе тройной звезды, да еще далеко от спирального рукава… Что ж, что на планете нет – все выгребли – запасов нефти и угля, один уран остался. Что с того? Антураж, психология – абсолютно земные. Мало того – советские. Узнаваемые с первого взгляда. Близкие.

          Офицер-ракетчик закончил училище в 81-м году. Учился, думаю, хорошо. Прекрасно знает не только военную технику, не только тактику и стратегию, но и политучебу отлично помнит. Хотя, конечно, события прошедших с тех пор двадцати лет наложили свой отпечаток на его мышление и творчество.

          Итак – противостояние двух сверхдержав, холодно-горячая война, на которую накладывается провокация одной из сторон, приводящая к глобальной атомной бойне. Да тут еще неудавшаяся попытка переворота, перегрызшиеся между собой сатрапы, а также передравшиеся демократы… В общем, конец цивилизации. Наступает ядерная зима, один материк заражен кобальтом, на втором жить тоже становится проблематично, третий, неосвоенный, гибнет от холода… А написано, несмотря на приличный объем (чуть ли не в пятьсот страниц), даже где-то сухо, совершенно непатетично, а что лапидарно – так это точно. Читаешь, между тем, на одном дыхании. И следишь не только за приключениями главного героя-супермена, а, например, описание оружия проглатываешь, как когда-то в детстве – список спасенного Робинзоном Крузо имущества.

          Но дело-то не в том. Дело в другом. Получилась…антиутопия. Жанр, как казалось, себя исчерпавший вместе с противостоянием двух систем.

          Ан нет, не исчерпавший.

          Если бы не сентябрьские события нынешнего года – эта рецензия, наверное, звучала бы иначе. Как, впрочем, и книга. Но сейчас ясно: если раньше мир делился по вертикали, то нынче – по горизонтали. Впрочем, на расположении геометрических линий не настаиваю, главное в другом: мир делится. Наступает новое противостояние – и кто знает, куда оно приведет?

          Так вот, на мой взгляд, “Огромный черный корабль” – яркий образец турбореализма. А турбореализм – это такое направление, когда человечество, либо его часть, либо страна, либо группа людей, либо отдельно взятый человек ставится в экстремальную ситуацию. При этом фантастика – причем, как правило, НФ – практически самый простой и эффективный путь: в силу традиций, да и психология героев не слишком отличается от нашей, не то, что в фэнтези. “Почти такие же” – помните? А потом автор смотрит: что из этого выйдет?

          Если что-то выйдет, конечно.

          У Лазарчука – выходит.

          Вышло и у Березина.

  

 

          Юрий Астров.

Hosted by uCoz