ТАКИЕ ДОЛЖНЫ
ЖИТЬ ДОЛГО
(Алексей Калугин.
Специалист по выживанию. “Эксмо-пресс”, 1999 г.)
- У него индекс
выживания близок к сотне! – говорили о некоем моем знакомом журналисте.
Говорили неодобрительно.
А, собственно,
почему? Все не против бы иметь такой индекс выживания. Другое дело – какой
ценой!..
Цена, которую
платит за свою везучесть оный журналист, для меня непомерно высока. Он не
только подлаживается под постоянно сменяющееся руководство и остается на своем
немалом в масштабах газеты посту – нет, он делает это искренне, напрочь забыв о
том, что какие-нибудь два месяца назад на планерках с пафосом утверждал нечто
противоположное. (И на газетных страницах – тоже.) Поэтому непременные чистки
редакции, наступающие при каждой смене власти (на моей памяти в данном печатном
органе их уже было три – за два года) его не затрагивают никаким боком.
Герой Калугина
Чейт А – человек совершенно другого типа. Пускаясь в авантюры, - и не всегда по
необходимости, - он при этом в любой ситуации остается самим собой. Собой, то
есть хорошим человеком с оптимистичным взглядом на мир, с доверием к людям,
которые далеко не всегда, кстати говоря, стремятся его надуть, - и сам он никого
не надувает. Своего рода Джефф Питерс с нерушимой моралью.
А почему его не
стремятся надуть?
Да, наверное,
потому, что хороший человек с дрянью знаться не будет. Чейт, кроме всего
прочего, умен, а не только смел и везуч. И если даже его надувают – он всегда
поворачивает ситуацию если не во вред партнерам, то уж точно – в свою пользу.
Конечно,
случаются у него и неудачи. Не все же можно просчитать заранее… Но и из неудач
неунывающий Чейт извлекает некое зерно будущей победы.
Таких людей на
свете мало, поэтому жить им нужно долго. Не знаю, часто ли это им удается в
жизни, - зато в литературе, где они нынче гости нечастые – получается. К
счастью для читателя.
Книга Калугина не
слишком велика объемом, издана как покетбук, ее можно читать и в дороге. Но она
достойна – как почти все его вещи – твердого переплета, а может, и золотого
обреза. “Специалист по выживанию” – несомненная удача автора. Тем более, что ее
можно с полным основанием причислить к юморо-приключенческому жанру. И если
второй составляющей в нашей фантастике – сколько угодно, то первой – явный
дефицит. Да еще если юмор не натужный, а искренний.
Юрий
Астров-Зацарицынский.