УЖЕ ЗНАКОМОЕ
СОВЕРШЕНСТВО
(Эдуард Геворкян.
Правила игры без правил. М, “АСТ”, 2001.)
Фамилия Геворкяна
на обложке книги – гарантия высококачественного литературного продукта.
В этот сборник
вошли ранее уже опубликованные, порой и неоднократно, повести Э.Геворкяна. Но,
собранные вместе, они приобретают несколько иное качество. Так ювелирные
изделия, красивые и сами по себе, создают гарнитур – и тогда знаток может
сказать: ага, работа Фаберже…
Повесть, давшая
название сборнику, печаталась многажды. И в общем-то понятно: крутой сюжет с
героем-гуманистом, да еще огромное многоточие в финале… А какой слог! - это,
как известно, сильное место Геворкяна… Так что вещь вышла не хуже, пожалуй,
чем у В.Бабенко. Никак не хуже. Бабенко
и позавидовать может.
“Чем вымощена
дорога в рай?” Это не я спрашиваю, это название повести Геворкяна. Вопрос,
конечно, интересный, но ответ на него известен – по аналогии. Или, как сказал
как-то герой дебютной повести Б.Завгороднего (в соавторстве с С.Зайцевым) –
“Корень познания горек, но жрать-то хочется!”. Дилемма, положенная в основу
конфликта – этическая и в повести не разрешенная до конца. Прекрасно сделанная
вещь. Как у ранних Стругацких. В той же тональности – а если быть совершенно
точным, в тональности “Полдня” – выполнен и
рассказ “Прощай, сентябрь!”. Он мог бы стать главой упомянутой книги.
Вполне достойной главой.
“Черного стерха”
анализировать сложно. Поскольку непонятно, ни что автор хочет, ни что имел в
виду. Будь я Фрейдом или Юнгом – я попытался бы порыться в этой прекрасной
неразберихе, - наверное, все-таки пересказе ночного кошмара. Впрочем, если
взять “Сказку о дружбе и недружбе” да малость добавить фрейдистской символики –
оно как раз то самое и выйдет. Сам Э.Геворкян определил такую прозу (к ней же
отнесу – градусом, правда, послабее, тут вместе с Фрейдом замешены не
Стругацкие, а скорее Крапивин – “До зимы еще полгода”) как “психоделическую”,
приписав ее, правда, почему-то Пелевину.
Но… не будем
далеко ходить. “Книги мертвых” – вещь, достойная В.Пелевина, Пелевина самого
высокого уровня (впрочем, другого у него и не бывает). Сама идея достаточно
проста, и додуматься до нее мог бы любой умный и образованный литератор. Но
заметить в рамках этой идеи Трех Павлов советской литературы (Власов, Корчагин,
Морозов) и лишь упомянуть о “депавлизации” соцреалистического героя, оставив
додумывать остальное читателю – на это способен только писатель высокой пробы. Самой
чистой. Пелевин, к примеру. Или
Геворкян. Вещь достойна стать в один ряд с “Мардонгами” и “Оружием
возмездия”, причем из ряда этого выпадать не будет.
Повести и рассказы Э.Геворкяна, собранные в книге,
пугающе совершенны.
И пугающе вторичны.
Ю.Астров-Зацарицынский.