УЖЕ ЗНАКОМОЕ СОВЕРШЕНСТВО

     (Эдуард Геворкян. Правила игры без правил. М, “АСТ”, 2001.)

 

     Фамилия Геворкяна на обложке книги – гарантия высококачественного литературного продукта.

      В этот сборник вошли ранее уже опубликованные, порой и неоднократно, повести Э.Геворкяна. Но, собранные вместе, они приобретают несколько иное качество. Так ювелирные изделия, красивые и сами по себе, создают гарнитур – и тогда знаток может сказать: ага, работа Фаберже…

     Повесть, давшая название сборнику, печаталась многажды. И в общем-то понятно: крутой сюжет с героем-гуманистом, да еще огромное многоточие в финале… А какой слог! - это, как известно, сильное место Геворкяна… Так что вещь вышла не хуже, пожалуй, чем  у В.Бабенко. Никак не хуже. Бабенко и позавидовать может.

     “Чем вымощена дорога в рай?” Это не я спрашиваю, это название повести Геворкяна. Вопрос, конечно, интересный, но ответ на него известен – по аналогии. Или, как сказал как-то герой дебютной повести Б.Завгороднего (в соавторстве с С.Зайцевым) – “Корень познания горек, но жрать-то хочется!”. Дилемма, положенная в основу конфликта – этическая и в повести не разрешенная до конца. Прекрасно сделанная вещь. Как у ранних Стругацких. В той же тональности – а если быть совершенно точным, в тональности “Полдня” – выполнен и  рассказ “Прощай, сентябрь!”. Он мог бы стать главой упомянутой книги. Вполне достойной главой.

     “Черного стерха” анализировать сложно. Поскольку непонятно, ни что автор хочет, ни что имел в виду. Будь я Фрейдом или Юнгом – я попытался бы порыться в этой прекрасной неразберихе, - наверное, все-таки пересказе ночного кошмара. Впрочем, если взять “Сказку о дружбе и недружбе” да малость добавить фрейдистской символики – оно как раз то самое и выйдет. Сам Э.Геворкян определил такую прозу (к ней же отнесу – градусом, правда, послабее, тут вместе с Фрейдом замешены не Стругацкие, а скорее Крапивин – “До зимы еще полгода”) как “психоделическую”, приписав ее, правда, почему-то Пелевину.

     Но… не будем далеко ходить. “Книги мертвых” – вещь, достойная В.Пелевина, Пелевина самого высокого уровня (впрочем, другого у него и не бывает). Сама идея достаточно проста, и додуматься до нее мог бы любой умный и образованный литератор. Но заметить в рамках этой идеи Трех Павлов советской литературы (Власов, Корчагин, Морозов) и лишь упомянуть о “депавлизации” соцреалистического героя, оставив додумывать остальное читателю – на это способен только писатель высокой пробы. Самой чистой. Пелевин, к примеру. Или  Геворкян. Вещь достойна стать в один ряд с “Мардонгами” и “Оружием возмездия”, причем из ряда этого выпадать не будет.

     Повести и  рассказы Э.Геворкяна, собранные в книге, пугающе совершенны.

     И пугающе вторичны.

 

     Ю.Астров-Зацарицынский.

Hosted by uCoz