Юрий АСТРОВ
В БЕЛЫЙ СВЕТ. КАК В КОПЕЕЧКУ
(Сергей Зай цев. Паломничество к врагу. М., “Армада”.2000 г.
Сергей Зайцев. Неистребимый. Рукопись. Готовится
к печати в том же издательстве.
Борис Завгородний,
Сергей Зайцев. Рось квадратная, изначальная. Волгоград, “Станица-2”, 2000 г.)
Так получилось, что “Рось”
– совместное творение мегафэна Завгороднего
и начинающего фантаста Зайцева – я прочел раньше, чем первую часть саги о
непобедимом Элиоте Никсарде, архитекторе, лорде,
чемпионе родной планеты по “искусству Мобра” и
наследнике силы исчезнувшей цивилизации.
Некоторое время я пребывал в глубоком
недоумении. Потому что уже не раз отрецензированная “Рось
квадратная, изначальная” – на первый взгляд непритязательная сказочка о
непонятном мире, чьи домены смыкаются друг с другом
как бог на душу положит, где соперники в притязаниях на руку девицы устраивают
гонки на страусах, где байты для электронно-вычислительной машины возят на
тачках, сказочка смешная и веселая сама по себе – обладает двойным дном. Да и
не одним, пожалуй… Первое дно понятно любому фэну, и открывать его для неофитов фантастики бессмысленно.
Второе же дно покажется, когда выйдет продолжение.
И именно поэтому “непритязательная, веселая”
и т.п. книжка – элитная.
Круто завернутая эпопея
(уверен, кроме второй книги последуют и дальнейшие) – мгновенно раскуплена.
Ее читают все. Даже спотыкаясь о “межгод”, неизвестно
чем отличающийся от года, и “шлемник”,
уж совсем аналогичный подшлемнику.
И если в “Паломничестве к врагу” можно
проследить традицию добротной гамильтоновской
космической оперы, то “Неистребимый” – с тем же героем и теми же его
способностями – явная фэнтези.
Что должно было бы произвести впечатление катахрезы (с легкой
руки бр. Стругацких мы все
знаем, что означает этот термин), однако почему-то не производит.
Любопытно: почему? Я задумался над этим
вопросом и, кажется, нашел ответ. Каковым и делюсь с
читателем.
В свое время Палиевский задался вопросом: к
кому обращен роман “Мастер и Маргарита”? Оказывается, к… Ивану Бездомному.
Этот ответ уж слишком литературоведческий. Может, он и совершенно верен –
судить не берусь – но для широкого потребления непригоден.
Вообще-то, раскинув имеющимися мозгами, я пришел к банальному выводу,
что любая книга обращена к читателю. Вопрос – к какому?
Сергей Зайцев – из поколения, воспитанного
на Стругацких, которых во времена его юности не печатали, но достать было
можно, а также на Щербакове и Медведеве. А кроме вышеупомянутых
-–на самиздатовской штатовской фантастике.
К кому все это было обращено?
К нам, друзья. И мы послушно хавали то, что удастся
достать. Но мешанина в голове возникла такая… чего там
говорить. Беда в том, что она там и осталась.
Ведь Медведева, Щербакова и
присных не печатают сейчас отнюдь не по идеологическим соображениям. Просто их
не продать, знаете ли. Пипл уже не хавает.
А фэнтези – хавает. И космическую оперу хавает.
Особенно если то и другое сделано добротно. А в этом качестве Зайцеву не
откажешь. Более того, от книги к книге растет мастерство – язык, характеры,
фабула…
Фантастика Стругацких была обращена к
интеллигенции. Но скольких она интеллигентами сделала! Там адресат был.
Есть адресат и у… не будем трогать земляков… у
Рыбакова, например. У Лазарчука. Кто продолжит список? Я лично больше никого называть не буду.
Подавляющая же масса лупит в белый свет. Это вовсе не
промахи. Это стрельба по площадям. Вполне дозволенный тактический прием, если
хватает снарядов.
А их хватает.
В “серебряном веке” каждый мог писать
хорошие стихи. Считалось, что и прозу тоже.
Наша фантастика сейчас переживает серебряный
век. Сергей Зайцев – типичный его представитель.
А другой писатель, “Борис Завгородний-Сергей Зайцев” – нетипичный.
Плохо это или хорошо?
А кому как.
Волгоград
(Царицын).