Юрий АСТРОВ

 

  В БЕЛЫЙ СВЕТ. КАК В КОПЕЕЧКУ

 

(Сергей Зай    цев. Паломничество к врагу. М., “Армада”.2000 г.

  Сергей Зайцев. Неистребимый. Рукопись. Готовится к печати в том же издательстве.

  Борис Завгородний, Сергей Зайцев. Рось квадратная, изначальная. Волгоград, “Станица-2”, 2000 г.)

 

     Так получилось, что “Рось” – совместное творение мегафэна Завгороднего и начинающего фантаста Зайцева – я прочел раньше, чем первую часть саги о непобедимом Элиоте Никсарде, архитекторе, лорде, чемпионе родной планеты по “искусству Мобра” и наследнике силы исчезнувшей цивилизации.

    Некоторое время я пребывал в глубоком недоумении. Потому что уже не раз отрецензированная “Рось квадратная, изначальная” – на первый взгляд непритязательная сказочка о непонятном мире, чьи домены смыкаются друг с другом как бог на душу положит, где соперники в притязаниях на руку девицы устраивают гонки на страусах, где байты для электронно-вычислительной машины возят на тачках, сказочка смешная и веселая сама по себе – обладает двойным дном. Да и не одним, пожалуй… Первое дно понятно любому фэну, и открывать его для неофитов фантастики бессмысленно. Второе же дно покажется, когда выйдет продолжение.

   И именно поэтому “непритязательная, веселая” и т.п. книжка – элитная.

   Круто завернутая эпопея (уверен, кроме второй книги последуют и дальнейшие) – мгновенно раскуплена. Ее читают все. Даже спотыкаясь о “межгод”, неизвестно чем отличающийся от года, и “шлемник”, уж совсем аналогичный подшлемнику.

 И если в “Паломничестве к врагу” можно проследить традицию добротной гамильтоновской космической оперы, то “Неистребимый” – с тем же героем и теми же его способностями – явная фэнтези. Что должно было бы произвести впечатление катахрезы (с легкой руки бр. Стругацких мы все знаем, что означает этот термин), однако почему-то не производит.

   Любопытно: почему? Я задумался над этим вопросом и, кажется, нашел ответ. Каковым и делюсь с читателем.

   В свое время Палиевский задался вопросом: к кому обращен роман “Мастер и Маргарита”? Оказывается, к… Ивану Бездомному.

Этот ответ уж слишком литературоведческий. Может, он и совершенно верен – судить не берусь – но для широкого потребления непригоден.

   Вообще-то, раскинув имеющимися мозгами, я пришел к банальному выводу, что любая книга обращена к читателю. Вопрос – к какому?

   Сергей Зайцев – из поколения, воспитанного на Стругацких, которых во времена его юности не печатали, но достать было можно, а также на Щербакове и Медведеве. А кроме вышеупомянутых -–на самиздатовской штатовской фантастике.

К кому все это было обращено? К нам, друзья. И мы послушно хавали то, что удастся достать. Но мешанина в голове возникла такая… чего там говорить. Беда в том, что она там и осталась.

Ведь Медведева, Щербакова и присных не печатают сейчас отнюдь не по идеологическим соображениям. Просто их не продать, знаете ли. Пипл уже не хавает.

   А фэнтезихавает. И космическую оперу хавает. Особенно если то и другое сделано добротно. А в этом качестве Зайцеву не откажешь. Более того, от книги к книге растет мастерство – язык, характеры, фабула…

   Фантастика Стругацких была обращена к интеллигенции. Но скольких она интеллигентами сделала! Там адресат был.

Есть адресат и у… не будем трогать земляков… у Рыбакова, например. У Лазарчука. Кто продолжит список?  Я лично больше никого называть не буду. Подавляющая же масса лупит в белый свет. Это вовсе не промахи. Это стрельба по площадям. Вполне дозволенный тактический прием, если хватает снарядов.

   А их хватает.

   В “серебряном веке” каждый мог писать хорошие стихи. Считалось, что и прозу тоже.

   Наша фантастика сейчас переживает серебряный век. Сергей Зайцев – типичный его представитель.

   А другой писатель, “Борис Завгородний-Сергей Зайцев” – нетипичный.

   Плохо это или хорошо?

   А кому как.

                             Волгоград (Царицын).

Hosted by uCoz