“ВЕЩЬ ПОСТРОЕНА НЕПРАВИЛЬНО…”

     (Антон Карелин. Вторжение. М., “АСТ”, 2000.)

 

     Роман из цикла “Хроники опустошенных земель”. Ни начала, ни конца. Каждые пятьдесят страниц – новые, с иголочки, герои, чем-то связанные, но чем – остается только догадываться.

     На протяжении более чем четырехсот страниц происходит не более трех  значительных событий. Зато книга щедро разукрашена диалогами – очень глубокомысленными, но постоянные ссылки на факты и события, читателю неизвестные, не позволяют оценить всю красоту и значимость мыслей героев, которыми они обмениваются.

     Зато на пяти страницах объясняется, как друиды призывали существ. Оказывается, “совсем не так, как большинство из жрецов, и уж точно не так, как маги”. Далее следует описание отличий.

     В конце книги расположен словарь, из которого читатель может узнать, чем отличается взросление у эльфов от взросления у существ, “срок жизни которых более короток”, а также чем площадная магия опаснее, чем узкоконцентрированная, что такое спелл – это слово “используется в основном членами Конклава и теми, кто изучает…” (многоточие автора. – Ю. А.-З.). Приводится в словаре и стихотворение эльфийского поэта (бездарно писали эльфы, надо отметить). Всего же сносок семнадцать.

     Так книги издавать нельзя.

     Но уж если их так все-таки издают – тогда скажем: так книги нельзя писать. “Жизнь без начала и конца”, - уверял когда-то Блок. И был неправ. Но если бы в этих словах содержалась даже святая истина – все равно, роман – не жизнь. Я хочу знать, с чего началось, и хотя бы догадываться о том, чем же все продолжится. То есть если ты пишешь эпопею, - ну, загляни в Толкиена, Сапковского, хотя бы в Перумова. Каждый роман должен быть законченной вещью. Так что недаром я взял в заголовок слова В.Шкловского, - лучше о книге Карелина не скажешь.

     Но не только по этой причине вещь построена неправильно.

     Перед нами – простаяходилка”. Первый уровень, второй уровень и т.д. Самый ныне популярный жанр. Он требует динамики. Он требует смены темпоритмов. Он, как никакой иной, требует завязки, развития, кульминации и развязки.

     Ничего подобного во “Вторжении” и в помине нет. Словно взяли наугад из середины рукописи часть листов и отдали в типографию. Сам стиль вял и, как считает, по-видимому, автор, многозначен. Да будь он хотя бы и таким – ну, не в жанр эта многозначность! Не в жилу, что называется.

     Такие вещи у нас научились делать куда занимательнее, динамичнее, интересней. И научились очень многие.

     “Хроника опустошенных земель” вряд ли выдержит с ними конкуренцию.

 

     Юрий Астров-Зацарицынский.

Hosted by uCoz