“ВЕЩЬ ПОСТРОЕНА НЕПРАВИЛЬНО…”
(Антон Карелин.
Вторжение. М., “АСТ”, 2000.)
Роман из цикла “Хроники опустошенных
земель”. Ни начала, ни конца. Каждые пятьдесят страниц – новые, с иголочки,
герои, чем-то связанные, но чем – остается только догадываться.
На протяжении более чем четырехсот страниц
происходит не более трех значительных
событий. Зато книга щедро разукрашена диалогами – очень глубокомысленными, но постоянные
ссылки на факты и события, читателю неизвестные, не позволяют оценить всю
красоту и значимость мыслей героев, которыми они обмениваются.
Зато на пяти страницах объясняется, как
друиды призывали существ. Оказывается, “совсем не так, как большинство из
жрецов, и уж точно не так, как маги”. Далее следует описание отличий.
В конце книги расположен
словарь, из которого читатель может узнать, чем отличается взросление у эльфов
от взросления у существ, “срок жизни которых более короток”, а также чем
площадная магия опаснее, чем узкоконцентрированная,
что такое спелл – это слово “используется в основном
членами Конклава и теми, кто изучает…” (многоточие автора. – Ю. А.-З.).
Приводится в словаре и стихотворение эльфийского
поэта (бездарно писали эльфы, надо отметить). Всего же сносок семнадцать.
Так книги издавать нельзя.
Но уж если их так все-таки издают – тогда
скажем: так книги нельзя писать. “Жизнь без начала и конца”, - уверял когда-то
Блок. И был неправ. Но если бы в этих словах содержалась даже святая истина –
все равно, роман – не жизнь. Я хочу знать, с чего началось, и хотя бы
догадываться о том, чем же все продолжится. То есть если ты пишешь эпопею, -
ну, загляни в Толкиена, Сапковского,
хотя бы в Перумова. Каждый роман должен быть
законченной вещью. Так что недаром я взял в заголовок слова В.Шкловского, -
лучше о книге Карелина не скажешь.
Но не только по этой причине вещь
построена неправильно.
Перед нами – простая
“ходилка”. Первый уровень, второй уровень и т.д. Самый
ныне популярный жанр. Он требует динамики. Он требует смены темпоритмов.
Он, как никакой иной, требует завязки, развития, кульминации и развязки.
Ничего подобного во “Вторжении” и в помине
нет. Словно взяли наугад из середины рукописи часть листов и отдали в
типографию. Сам стиль вял и, как считает, по-видимому, автор, многозначен. Да
будь он хотя бы и таким – ну, не в жанр эта многозначность! Не в жилу, что
называется.
Такие вещи у нас научились делать куда
занимательнее, динамичнее, интересней. И научились очень многие.
“Хроника опустошенных земель” вряд ли
выдержит с ними конкуренцию.
Юрий Астров-Зацарицынский.