ВИНЕГРЕТ БЫВАЕТ ВКУСНЫМ…

     (Наша фантастика. Звездный мост-2001. М., “Центрполиграф”, 2001.)

 

     Этот сборник выпущен по итогам конвента “Звездный мост”, что, собственно, читатель уже понял.

     В сборнике много нового и много прекрасного. Например, “Поезд в теплый край” С.Лукьяненко – трагический рассказ, вселяющий, однако, в читателя веру в человека. Но, позвольте… Он же уже печатался!

     Ну, ничего. Вот “Ты и никто другой” Л. и Е.Лукиных. Как всегда – почти шедевр. Только я его уже читал, и не раз…

     Зато есть Олди – два рассказа. Впрочем, тоже известные по прежним публикациям.

     Ладно, глянем на менее известных авторов. Ю.Белов. “Извергнутый”. “Он был красив, гораздо красивее Профессора, хотя родился на два года позже”. Прекрасно сказано. Главное – с безупречной логикой.

     Ну, хорошо. Вот В.Мидянин – два рассказа: “Он где-то был” и “Сердцебык”. Нет, ну почему бы и не поиздеваться над Лемом? Тем более что пан Станислав никогда об этом не узнает. Но хоть цитаты  для этого стоило бы подобрать, а не выдумывать в меру своих слабых сил. Про что написан второй рассказ? Тайна сия велика есть, и Мидянин никому ее не откроет.

     Однако чего мы затормозились на именах либо общепризнанных, либо мало- или совсем неизвестных? В сборнике представлены еще и другие именитые литераторы. Вот Воха Васильев с рассказом “Монастырь Эстебан Бланкес”, написанным с обычным блеском. В духе хоррора, что для автора необычно. Действие привязано к средневековой Испании, точнее – к Картахене. Но откуда в Картахене многоглавый монастырь? Это ведь все-таки не Суздаль! Я не верю, что Воха таких вещей не знает. Но нынче на антураж редактору наплевать - читалось бы. Поэтому чуть дальше следует ссылка (от лица героя!) на Умберто Эко…

     Ну, да, читается. Но долго ли читаться будет? Публика взрослеет, ей весьма скоро нужна будет литература, а не чтиво. (Я никоим образом не отношу книги Вохи к таковому. Читатель бы не отнес – из-за такого вот намеренного эпатажа или ненамеренной небрежности…)

     Есть повесть Дашкова “Пропуск”. В его постоянном жанре и с его несомненным талантом. У Дашкова масса почитателей. Но это ведь не повесть, не так ли? Это отрывок из романа, слегка закругленный, чтобы походить на повесть…

     Есть, как всегда, маловнятный по замыслу, но эффектный по исполнению, рассказ Зорича. Есть прелестная миниатюрка Д.Скирюка. Больше вспомнить нечего.

     Итак, в сборнике много нового и много прекрасного. Жаль, что новое не прекрасно, а прекрасное не ново.

     Я, собственно, доволен сборником. Он совершенно адекватно, как зеркало, отражает состав кона. Туда приезжают талантливые писатели, крепкие профессионалы-литераторы и… графоманы. В чем легко убедиться по сборнику. Вот кто его только составлял? Издательство об этом скромно умолчало, - видно, чуяло, что тут что-то неладно…

     А жаль. Такой состав можно было бы и обыграть, да как эффектно! Если бы умный критик написал предисловие (или, напротив, послесловие – но уже в другом ключе). Жаль, такового не нашлось. Это был бы тот самый уксус, без которого нет винегрета.

    …Винегрет бывает вкусным.

     Но не всегда. Если иных ингридиентов не хватает, а другие плохого качества – не жди наслаждения для желудка. Не выйдет.

     Гурманам здесь делать нечего.

 

     Юрий Астров-Зацарицынский.

Hosted by uCoz