ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ
(Марина и Сергей Дяченко. Авантюрист.
М., “Эксмо-пресс”, 2002)
Герой новой книги супругов Дяченко,
молодой дворянин Ретанаар Рекотарс, попадает под приговор некоего Судьи (Судьбы?). За серьезную провинность ему остается жить один
год. И приговор этот окончателен.
Между тем жить хочется. Герой
лихорадочно ищет выход из тупикового положения. И вроде бы находит. Некий
колдун обещает выручить его, отменить приговор, если Рекотарс женится на юной
наследнице старого и не менее дворянского рода и принесет в приданое книгу о
волшебниках. Баш на баш: колдуну –
книга, Ретанаару – жизнь.
Собственно, весь сюжет книги и есть
поиски невесты, женитьба, а затем – борьба с колдуном, который, конечно же,
обманул героя. Все хитросплетения сюжета пересказывать сложно и не нужно.
Колдун хочет изменить мир, впустить в него какую-то Силу, став ее, так сказать,
сосудом, а семья невесты имеет сына, который стоит на страже у Дверей и Силу в
мир не пускает…
Мир, придуманный Дяченками на сей
раз, избыточен и годен не на книгу менее чем в пятьсот страниц, а как минимум
на втрое большую. Возможно, авторы и воспользуются этим миром. А может, и нет.
Поскольку, судя по “Авантюристу”, логика фантазии у Дяченок развита невероятно.
Сам герой, кстати говоря, внутренне
противоречив. Порою – до отвращения беспринципен, порою – рыцарь без страха и
упрека. Но в том-то и мастерство четы писателей, что характеру Ретанаара
веришь. Безусловно и безоговорочно. Как, впрочем, и характерам всех остальных
персонажей.
Не стоит, впрочем, считать
“Авантюриста” шедевром литературы.
В Х1Х веке существовала во Франции
такая школа драматургов – “Искусство хорошо сделанной пьесы”. Кое с какими ее образчиками можно познакомиться и
сейчас – все, думаю, помнят “Стакан воды” Скриба, блестяще поставленный на
Ленинградском телевидении Ю.Карасиком. Не Шекспир, но смотрится на едином
дыхании. Четко выверенный, просчитанный сюжет, основанный на четко выверенной,
просчитанной интриге; завязка, кульминация, развязка –
точно на своих местах, ни на сантиметр ближе или дальше. У Дяченок все
расчитано не хуже. Мало того, они рискуют обойтись без хэппи энда, что вроде бы
даже и опасно! Но нет, здесь такой поворот событий – как раз к месту.
Так что все же – шедевр. Но не
литературы, а беллетристики. Что тоже случается не так уж часто – и не менее
ценно.
Это и называется высшим пилотажем.
Юрий Астров-Зацарицынский.