ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ

          (Марина и Сергей Дяченко. Авантюрист. М., “Эксмо-пресс”, 2002)

 

          Герой новой книги супругов Дяченко, молодой дворянин Ретанаар Рекотарс, попадает под приговор некоего Судьи (Судьбы?). За серьезную провинность ему остается жить один год. И приговор этот окончателен.

          Между тем жить хочется. Герой лихорадочно ищет выход из тупикового положения. И вроде бы находит. Некий колдун обещает выручить его, отменить приговор, если Рекотарс женится на юной наследнице старого и не менее дворянского рода и принесет в приданое книгу о волшебниках. Баш на баш: колдуну – книга, Ретанаару – жизнь.

          Собственно, весь сюжет книги и есть поиски невесты, женитьба, а затем – борьба с колдуном, который, конечно же, обманул героя. Все хитросплетения сюжета пересказывать сложно и не нужно. Колдун хочет изменить мир, впустить в него какую-то Силу, став ее, так сказать, сосудом, а семья невесты имеет сына, который стоит на страже у Дверей и Силу в мир не пускает…

          Мир, придуманный Дяченками на сей раз, избыточен и годен не на книгу менее чем в пятьсот страниц, а как минимум на втрое большую. Возможно, авторы и воспользуются этим миром. А может, и нет. Поскольку, судя по “Авантюристу”, логика фантазии у Дяченок развита невероятно.

          Сам герой, кстати говоря, внутренне противоречив. Порою – до отвращения беспринципен, порою – рыцарь без страха и упрека. Но в том-то и мастерство четы писателей, что характеру Ретанаара веришь. Безусловно и безоговорочно. Как, впрочем, и характерам всех остальных персонажей.

          Не стоит, впрочем, считать “Авантюриста” шедевром литературы.

          В Х1Х веке существовала во Франции такая школа драматургов – “Искусство хорошо сделанной пьесы”. Кое с  какими ее образчиками можно познакомиться и сейчас – все, думаю, помнят “Стакан воды” Скриба, блестяще поставленный на Ленинградском телевидении Ю.Карасиком. Не Шекспир, но смотрится на едином дыхании. Четко выверенный, просчитанный сюжет, основанный на четко выверенной, просчитанной интриге; завязка, кульминация, развязка – точно на своих местах, ни на сантиметр ближе или дальше. У Дяченок все расчитано не хуже. Мало того, они рискуют обойтись без хэппи энда, что вроде бы даже и опасно! Но нет, здесь такой поворот событий – как раз к месту.

          Так что все же – шедевр. Но не литературы, а беллетристики. Что тоже случается не так уж часто – и не менее ценно.

          Это и называется высшим пилотажем.

 

          Юрий Астров-Зацарицынский.

 

Hosted by uCoz