ХОЛОДНО… ТЕПЛЕЕ… ХОЛОДНО!..
(Леонид
Кудрявцев. Мир крыльев. М., “АСТ”, 2000)
Редкий случай
в российской книгоиздательской практике последних лет: книга
Кудрявцева – сборник рассказов. Полновесный, без малого 400 страниц, и тираж
вполне приличный – 8 тысяч экземпляров.
Причем все
рассказы (может быть, за совсем малым исключением) уже раньше печатались – в
журналах, коллективных и авторских сборниках. Но от этого они хуже,
естественно, не стали. Сколько раз переиздавали Стругацких?
Л.Кудрявцев
– писатель неуемной фантазии. Каждый его рассказ – целый мир в миниатюре.
Возможно, нанизанный на дорогу миров – впрочем, автор на этом не настаивает, -
внутренне строго логичный, занятный для читателя, хотя порой тягостный для
героя.
Но особо
интересен язык писателя.
“Вершина
холма встретила Птица ветром, двумя бродячими остротами и потрепанным журналом
“Вокруг света, полусвета и темноты”, забытым в прошлом году заезжим художником,
рисовавшим там картину “Возбуждение малой зимы на цель и не…”. Одна из бродячих
острот повернула в сторону Птица длинную узкую морду…”.
“…а потом
кто-то предложил показать ему заодно еще и кузькину мать. За ней сейчас же
побежали, а сам Кузька, стоявший неподалеку…”
“Перед ним
было сводчатое помещение… В нем было гулко. Гулко сидело, слегка вытянув
бледные бескостные ноги…”
Не многовато
ли овеществленных метафор?
Рассказы выстроены – нет, не по линейке, -
скажем, так: по
сложному лекалу. Но хоть оно и сложное – не сложнее же жизни? И следы этого лекала видны вполне
явственно.
И я знаю это
лекало: Шекли.
Искаженный мир.
Правда, у
Шекли сей мир появляется один раз и величиной отнюдь не в четыреста страниц –
всего в одну.
Кроме того,
у Шекли все это смешно. И никаких других целей он не преследует.
Кудрявцев –
преследует. Он размышляет над жизнью. Не могу сказать, что размышления его
банальны. Не знаю. Форма закрывает суть.
Знаю одно: Л.Кудрявцев, как в свое
время Н.Гумилев, “не унижает душевной теплотой” читателя. А жаль. Гумилев это
декларировал, но не следовал сему принципу. Кудрявцев пытается задеть читателя
за душу. Не знаю, как других – меня не задевает.
Мастерство
литератора налицо, причем незаурядное
мастерство. Но…
Был такой
поэт – Валерий Брюсов. В версификации он достиг высот, которые и не мнились его
современникам. Тем не менее в истории литературы он остался поэтом даже не
второго – третьего ряда.
Души не
хватало.
Юрий
Астров-Зацарицынский.