…И ВОПРОШАЛА ЧЕРНЬ ТУПАЯ: О ЧЕМ БРЕНЧИТ?
(Наталья Менщикова.
Тайна Мебиуса. М., 2000.)
О чем написана эта книга – не знает никто;
и никогда не узнает. Кроме автора, наверное. Но и в этом я сомневаюсь.
На третьей странице, не успев окончить
историю об утопленнике (с которой
книга начинается, но продолжения сия история так нигде и не получает), нас снабжают информацией о
русских именах Кривонос, Безнос, Безрук и т.п. На
шестой – знакомят с новым временем года под названием сиреньсень. На
двенадцатой – пересказывают книгу Зощенко “Перед заходом солнца”. На двадцатой
– статью Маяковского “Как делать стихи”. На тридцать четвертой – повесть
Шефнера “Лачуга должника”. На восемьдесят седьмой – “Хранителя древностей”
Домбровского.
Фабулы в книге нет. То, что можно с
некоторой натяжкой назвать сюжетом, повествует о том, как героиня, отбив у
кого-то мужа, годящегося ей самой минимум в папаши (зачем было отбивать?),
сводит его в могилу. И как затем она счастлива с массажистом – он же
программист. Есть некий намек на виртуальную реальность, но, поскольку
авторесса знакома с компьютерами на уровне пользователя, прочитавшего книжку
Дэна Гукина “ПК для чайников” – результат нетрудно предсказать.
В общем, типичный поток сознания. Но если
у Д.Джойса или, например, у Ю.Олеши (соответственно “Улисс” и “Ни дня без
строчки”) это был поток умного сознания, то текст Менщиковой сему параметру
явно не соответствует.
О чем бренчал “поэт на лире вдохновенной”,
понять я не смог. Готов отнести себя к тупой черни, но с условием: такого
больше не читать.
Жизнь коротка и без этого.
Юрий Астров-Зацарицынский.