НЕ
ПОМНЮ, КАК ПОДНЯЛ Я СВОЙ ЗВЕЗДОЛЕТ
(Николай
Романецкий. Везунчик. “Эксмо-пресс”, 2001.)
Земля
стала местом отдыха.
Жених и невеста
снимают в аренду остров в тропиках, заказывают прекрасную погоду на все время
их пребывания, выращивают из механозародыша дом, занимаются любовью (эта калька
с английского меня давно бесит, но иначе то, чем они занимаются, не назовешь),
в общем – идиллия.
Но тут их
одиночество нарушает молодая женщина, которой на острове совершенно нечего
делать. Соблазняет жениха, ломает “маячок” невесты, та пытается ее убить – не
выходит… Хочет убить жениха – рука не поднимается… Убивает себя. Чего, собственно,
и добивалась “подсадная утка”. Она, оказывается, вовсе не женщина, а бесполое
существо, представитель иной цивилизации, размножающейся почкованием. А ее цель
– перевод всех землян на подобное же размножение. Тогда, по ее словам, земляне
утратят агрессивность, и экспансия их во Вселенную примет цивилизованные формы.
…Все-таки
В.Высоцкий был гений. Помните – “В далеком созвездии Тау Кита Все стало для нас
непонятно. Сигнал посылаем:
“Вы что это там?”, А
нас посылают обратно. … Не хочем с мужчинами знаться И будем теперь
почковаться!”.
Но у барда
почкующиеся хоть на землян не посягали. У Романецкого, как видите, наоборот…
Это – его рассказ “Ночь будет певучей и нежной”.
В книге –
еще два рассказа, на которых я долго
останавливаться не буду: маловнятный “Сквозняк в незакрытых дверях” и поэтичный,
отсылающий нас к “Додоле” “Счастливая невеста”. Не удивляйтесь тону: Н.Романецкий – автор
даровитый. Но не все в его творчестве меня устраивает.
Возьмем, к
примеру, “Везунчик”, роман, давший название сборнику.
Некоторое
количество лет вперед. Россия. Вечные кавказские и прочие мусульманские войны –
но на периферии страны. Рубль стоит полдоллара, - уже легче. Новые русские
живут и процветают, но нищих практически нет.
Исчезает
некий врач. Из Штатов выписывают частного детектива, чтобы он этого врача
нашел. Детектив – Арчи Гудвин. Свои ежедневные отчеты он по электронной почте
отсылает Ниро Вульфу.
“Пародия?”, - подумал я. Тем более
первая часть и написана в очень тонкой тональности стилизации под Гарднера. И
вдруг выясняется (совершенно случайно при этом, наниматели вовсе такого оборота
событий не ожидали), что Гудвин – никакой не Гудвин, а русский мужик. Просто
гипнообработка, в результате коей Гудвин приобрел познания в русском языке и
быте, как он думал, - напротив, превратила его в Арчи. Но кто он такой – узнать
Арчи не может.
Вот тут и
начинается крутой детектив с небольшими фантастическими вкраплениями.
И я,
собственно, не против того, что сюжет закручен вокруг “рубашек” новорожденных –
тех самых, что приносят удачу. Пусть.
Я против
другого. Герой оказывается чрезвычайно положительным, но невезучим. Настолько
положительным, что, будучи офицером на мусульманской войне, отказывается
выполнить приказ об уничтожении мирного населения, за что и приговорен к
расстрелу.
Почем у же
он крошит и шинкует всех вокруг, нимало не задумываясь о ценности человеческой
жизни? Ладно бы еще
явных мерзавцев, - но и достаточно нейтральных лиц, скажем – охранников, с
которыми сперва стоило бы разобраться иначе?..
Все,
естественно, кончается хорошо. Зло наказано, добро торжествует, но столько
трупов на пути этого добра – прямо по пародии на С.Куняева. Помните?
“Добро должно быть с кулаками,
Но если в
оных толку нет,
Добру
годится также камень,
Дубинка,
палка и кастет”.
Такое добро
меня не слишком устраивает. Упаси боже подвернуться столь положительному герою
под горячую руку. Я уж лучше с отрицательными как-нибудь. Те, по крайней мере,
не убьют, если с меня нечего взять.
Юрий
Астров-Зацарицынский.